Н. С. Лесков, заметка 1862 года
«О христианских братствах в России»
Ф. М. Достоевский
«Братья Карамазовы»
Таким образом, мы видим, как объединение мирян и пастырей приняло на себя заботу
о чистоте веры и внешней защите православной церкви.
Таким образом, на примере братства мы видим модель активного участия мирян в церковной жизни и важность образования для укрепления веры, сохранения культурной идентичности и продвижения образования, что актуально и сегодня.
Братство прожило 95 лет и стало ответом на религиозное давление и попытки ассимиляции, стремясь сохранить православные традиции, культуру и образование в условиях доминирования католицизма и униатства.
Деятельность братства способствовала развитию образования, культуры и сохранению православной веры в регионе.
Братство оставило после себя ряд песен, исполнявшихся в духовных общинах:
Братская песня (фрагмент):
Все мы братия Христовы,
Так Христос сказал нам;
Будем же всегда готовы
С помощию к беднякам.
Мальчики: Братья мы!
Девочки: Сестры мы!
...
После смерти своего основателя в 1869 году Христорождественское братство просуществовало
до 1917 года (48 лет без основателя). Оно стало ответом на социальные вызовы времени, предлагая модель социальной поддержки через христианские ценности.
Оно помогало спасти от нищеты и безграмотности множество детей и взрослых, вдохновляя другие приходы на подобную деятельность.
Полноправные братья (или действительные) были ядром общины, теми, кто полностью посвятил себя её духовным, трудовым и образовательным идеалам. Их статус отличался от других участников братства, таких как воспитанники, сотрудники или сочувствующие. Полноправные братья не просто жили и работали в братстве, но также принимали на себя обязательства по его развитию и поддержке, принимали обязательства жить по уставу братства, следовать его духовным и нравственным принципам.
Приемные братья находятся на испытании. Они наравне с полноправными братьями живут в пределах владений или аренды Братства, пользуются равным с ними участием в доходах, но не участвуют ни в выборах, ни в установлении уклада жизни Братства, во всем подчиняясь строю жизни, установленному полноправными братьями.
Члены-соревнователи, живя на стороне, обязываются, каждый в своем положении, — кто чем может — содействовать вне Братства христианскому воспитанию детей в духе православия и согласованию
жизни с учением Св. Православной церкви. Члены-соревнователи не пользуются участием в доходах Братства, но могут, по усмотрению полноправных братьев, получать от Братства материальную помощь на деятельность в духе Братства за его пределами
Н. Н. Неплюев передал братству все свое имущество, включая школы, земли, заводы и храмы.
Братство стало одним из первых, кто внедрил новые методы ведения сельского хозяйства и промышленного производства. Продукция братства, включая молочные продукты и плоды, получала награды на выставках, подтверждая высокий уровень труда его членов.
Братство Н. Н. Неплюева стало ответом на вызовы секуляризации и морального упадка,
создавая живую модель христианской жизни в общине, а сам духовный попечитель братства оставил после себя многочисленные труды, переизданные в наше время
Создание приходских братств и союзов – миряне должны участвовать в укреплении приходской жизни и миссионерской деятельности.
Реализовано – Поместный Собор 1917 года провозгласил важность приходских братств и их роли в духовном возрождении.
Литургические реформы – частично обсуждались в рамках братства, касались языка богослужения и его доступности.
...
Частично реализовано – Вопрос о богослужебной реформе был поднят, но не решен окончательно из-за смены политического режима.
Многие идеи Братства ревнителей церковного обновления нашли свое отражение в решениях Поместного Собора 1917–1918 годов.
Собор закрепил принципы соборности, приходского управления, независимости Церкви и роли мирян.
Однако из-за революционных потрясений часть реформ осталась нереализованной.
Наследие братства продолжает вдохновлять дискуссии о будущем православной Церкви.
«Господь возьмет на время или совсем от нас храмы, чтобы мы восчувствовали не убранство,
но саму Церковь» (епископ Иннокентий (Тихонов) ).
Братство стало одним из последних крупных православных объединений перед окончательным разгромом Русской Церкви в СССР.