День Православных братств
1 февраля
ИСТОРИЯ
ЦЕРКОВНЫХ БРАТСТВ
В РОССИИ
Путеводитель по истории
братского движения в России
К 100-летию блаженной
кончины святителя Тихона
Из воззвания патриарха 1 февраля 1918 года*(сноску на 19 января):
«Немедленно устрояйте
духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов...».
«Вопрос о братствах, вопрос чисто русский
и необыкновенно интересный»

«В симпатиях русского духовенства к братствам мы видим общее русское желание жить миром и миром стоять
за себя и за брата: “друг о друге, а Бог обо всех”»

Н. С. Лесков, заметка 1862 года

«О христианских братствах в России»

«Были бы братья, будет и братство»

Ф. М. Достоевский

«Братья Карамазовы»

Как пользоваться презентацией?
Здесь выделены исторические периоды, когда в Русской православной
церкви с наибольшей интенсивностью возникали церковные
объединения, осознававшие и называвшие себя именно «братствами»
ХРОНОЛОГИЯ
Исторические периоды
возникновения церковных объединений, осознававших себя братствами
XX век
Церковные братства после революционных событий 1905–1907 годов
— Братство ревнителей церковного обновления
— Братство Святого Креста
— Братство Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа
— Пастырско-просветительное братство при МДА
подробнее
Православные братства
в Советском союзе
подробнее
Братства в русской эмиграции
— Православное братство во имя св. Софии — Премудрости Божией
— Православное братство имени преподобного Серафима, Саровского Чудотворца
подробнее
XVI век
Церковные братства
Юго-Западной Руси
Конец XV – начало XVI века. Русь стоит на пороге великих потрясений: московские князья, освободившиеся от ордынского ига, начинают строить новый порядок, в котором Церковь становится не только духовной, но и политической силой. Но вместо долгожданного единства православного мира – раскол, борьба, страх перед изменой. На западных рубежах католический мир наступает: в 1596 году Брестская уния подчиняет Киевскую митрополию Риму. На православных землях появляются иезуиты, иноземные священники, чужие обряды – и народ чувствует: что-то теряется, что-то рушится.
В это время появляются братства – объединения людей, которым не все равно. Их организуют купцы, ремесленники, священники – они создают школы, типографии, защищают православные традиции. Им никто не платит, их никто не благословляет, но они знают – если не они, то кто? В братских школах учат детей, в братских храмах отстаивают старый обряд, в братских типографиях печатают книги, чтобы слово Божие не исчезло среди чужеземных догматов. Они берут на себя ответственность за свою веру – и это делает их опасными, неудобными, но незаменимыми.
1572—1708
Львовское Успенское братство
Западная Русь 16-го века. Критическая ситуация – насаждается католичество и униатство в Речи Посполитой, внутрицерковный упадок, притеснения православного населения. Силой, которая приняла этот вызов и более 120 лет «держало удар», стали православные братства, создаваемые по инициативе мирян (купцов, ремесленников). Среди крупнейших – Львовское Успенское братство, утвержденное в 1586 г.
Задачи братства:
Свою основную задачу Львовское братство видело во всестороннем служении пользе
и интересам православной церкви, что выражалось как в обличении беззаконий
(обличение гадалок, ворожей) и бесчиний внутри церковной ограды (братство было вправе контролировать духовенство), так и в стремлении жить по-евангельски (что отражено
в Уставе в т.ч.). Кроме содержания прихода, благотворительности, братство активно занималось просвещением, устроением школы (Школа Львовского братства просуществовала 200 лет), типографии, печатанием книг. Братство отстаивало интересы православного населения на сеймах.
Письмо антиохийского патриарха о даровании ставропигии Львовскому православному братству
За Львовским Успенским братством было закреплено старшинство. При этом, как старшее, оно всесторонне поддерживало другие западнорусские братства. Так как устав Львовского братства был образцом для остальных, приведём из него несколько интересных моментов:
  • Пункт 1
    В определенный день сходиться в избранный дом, с любовию и миром, отдавая один другому предпочтение, стараясь о добром пред Богом и людьми.
  • Пункт 7
    Старшие братия должны каждогодно отдавать отчет пред всеми ...
    а кто хочет быть старшим, будь всем слуга, по Христову Евангелию.
  • Пункт 10
    (наказания)
    Если брат брата обидит словом в братстве, то должен быть наказан
    сидением на колокольне, а за вину заплатить камень воску; при том, не
    отходя, должен испросить прощения у обиженного и у всего братства.

  • Пункт 12
    Сошедшиеся в братство, по окончании положенных занятий, должны читать священные книги и скромно друг с другом беседовать.
  • Пункт 29
    А если увидят или услышат братия, что при какой-либо местной
    церкви или в ином каком-либо братстве живут не по закону, мирские ли то или духовные ... то должны напомнить им об этом словесно, или письменно — чрез послание. Если же те станут противиться истине, содержащейся в законе, то донести об них епископу.

  • Пункт 31
    Если бы кто из братства был обвинен пред Епископом, то он не должен сам по себе оправдываться, пока не станет с ним братство: тогда братия вместе, при епископе, должны исследовать обстоятельства обвинения и судиться по правилам святых Отцев.
Избранные главы из Устава братства

Таким образом, мы видим, как объединение мирян и пастырей приняло на себя заботу

о чистоте веры и внешней защите православной церкви.

XVII / 1880—1924
Киевское Богоявленское братство
В период усиления польского влияния и распространения католицизма на украинских землях православные общины стремились сохранить свою веру и культурную идентичность.В XVII веке в Киеве, без разрешения короля, было создано Киевское братство при Богоявленском монастыре, что вызвало недовольство униатов, включая митрополита Иосифа Вельямина Рутского, указывавшего на его активную борьбу против униатства. Только 19 февраля 1629 года король Сигизмунд III, по просьбе православной шляхты Киевского воеводства, дал разрешение на его официальное основание.
Основание Киевского братства произошло поздно по сравнению с подъёмом братского движения в конце XVI – начале XVII века, что, возможно, связано с восстановлением роли Киева как церковного центра.
Братское движение повлияло на решения Киевских Соборов 1620–1640-х годов. Собор 1621 года поддержал братства, а Собор 1640 года подтвердил их ставропигию. Устав Киевского братства, вероятно утверждённый на Соборе 1640 года, не сохранился. Священники братства, возможно, были игуменами Богоявленского монастыря.
Задачи братства / состав:
Цель братства заключалась в укреплении православной веры, обучении полезным наукам, помощи вдовам, сиротам и нуждающимся. Оно организовывало школу, больницу и способствовало развитию монашеской жизни, включая поддержку Богоявленского монастыря.

Устав братства не сохранился, но мы знаем из других документов, что члены братства финансировали его деятельность через взносы, размер которых зависел от их достатка. Например, Даниил Стрибиль вносил 10 золотых ежегодно, Григорий Дегиловский – лошадь или 24 фунта воска, а Иван Путята – по возможности.

Братство сыграло ключевую роль в основании Киево-Могилянской академии, ставшей центром образования и науки в регионе.
Киево-могилянская академия,
1631–1817
Членами братства были видные православные иерархи, например:
митр. Исайя (Копинский), представители интеллектуальной элиты (учитель Киевской лаврской школы Сильвестр Коссов, известный писатель-полемист Захария Копыстенский), состоятельные мещане, часть русской шляхты. Например, гетман Пётр Конашевич-Сагайдачный стал членом братства со всем своим Запорожским казацким войском (!), что усилило авторитет братства (ред. — можно себе представить).

Членами К. б. могли стать все православные «обыватели» Киевского воеводства вне зависимости от социальной принадлежности: духовные лица, шляхтичи, мещане и «весь христолюбивый народ».
Выдающимся деятелем братства был митрополит Петр Могила.
Митрополит Петр Могила
Сыграл ключевую роль в укреплении православия в Речи Посполитой в XVII веке.

Он реформировал богословское образование, основав Киево-Могилянскую коллегию, которая стала центром православной учёности, способствовал унификации обрядов и укреплению церковной дисциплины, издав богослужебные книги, такие как «Служебник» (1646 г.),
который используется и по сей день, но в переработанном виде.

Усилия митрополита помогли противостоять католической и униатской экспансии, укрепляя идентичность и единство православной церкви.

Таким образом, на примере братства мы видим модель активного участия мирян в церковной жизни и важность образования для укрепления веры, сохранения культурной идентичности и продвижения образования, что актуально и сегодня.

1617 – 1712
Луцкое Крестовоздвиженское братство
  1. В начале XVII века на территории Волыни усиливалось влияние католической церкви и распространялась Уния, что приводило к ущемлению прав православного населения. В ответ на это православные общины стремились сохранить свою веру и культурную идентичность.
  2. Братство стремилось объединить православных шляхтичей и мещан для защиты своей веры, развития образования и культуры, а также противостояния религиозному давлению.
Задачи братства / состав
  • 1617 - создание школы (училище)
  • 1619 – братство взяло в ведение богадельню (госпиталь) на реке Глумце.
  • 1620 – принято решение о сооружении братского храма во имя Крестовоздвижения Господня. Становится ставропигиальным
  • 1624 – учреждено общежительство св. Василия Великого — братский монастырь по благословению Константинопольского патриарха Кирилла и митр. Иова (Борецкого).
  • 1635 - при монастыре действовала братская типография, издававшая церковную литературу

Благотворительная деятельность братства заключалась в попечении о нищих и о братском госпитале (в братском синодике записаны имена госпитальных «бабок», работниц Екатерины и Прасковьи Грицихи). Среди других благотворительных мероприятий Луцкое братство в документах зафиксированы сбор милостыни, воспитание сирот, попечение об убогих, похороны «посторонних» лиц и др.

Братство состояло из православных шляхтичей Волыни и мещан Луцка. Шляхтичи, обладая влиянием и ресурсами, стремились сохранить свою религиозную и культурную идентичность, а мещане поддерживали эти усилия, обеспечивая социальную базу и активное участие в общественной жизни.
мемориальная доска Галшке Гулевичивне, Братское издание «лямент», 1628,
Крестовоздвиженская
церковь в Луцке
  • 1.
    В собрании должны заботиться и рассуждать о всяком благе ближних своих. «И еще Писание говорит, что выше мученичества есть о ближних своих иметь попечение, и сие есть собственно жить со Христом».
  • 2.
    Если бы какой брат, по Божиему допущению, а не по своей вине и нерадению, приобеднел и разорился, или подвергся каким-либо несчастиям и напастям; тогда все братия … обязаны его вызволять, и во всем ему помогать, и в болезни его призирать, и о душе его заботиться, оказывая любовь к брату своему, при жизни его и по смерти.
  • 3.
    Каждый брат, как из простых, так и из сословия дворянского, обязан вписать в братский помянник своих предков, отшедших от сего света.

    Братия всеми мерами обязаны заботиться о благолепии церкви, о постоянном добром проповеднике и о школе, чтобы юноши, при попечении своих родителей, имели приличное содержание и образование.
Избранные главы из Устава братства

Братство прожило 95 лет и стало ответом на религиозное давление и попытки ассимиляции, стремясь сохранить православные традиции, культуру и образование в условиях доминирования католицизма и униатства.

Деятельность братства способствовала развитию образования, культуры и сохранению православной веры в регионе.

XIX век
Братства в России после отмены крепостного права (1861 год)
Отмена крепостного права стала катализатором братского движения, чему способствовала как общая либерализация атмосферы в стране в начале царствования Александра II, так и появление большого числа независимых крестьян, нуждавшихся в духовном воспитании и окормлении. В 1862 году в Киевской епархии был составлен проект устава для братств. Тема возрождения традиции православных братств, существовавших в Российском государстве в XVI–XVII веках, активно обсуждалась в русском обществе и в периодической печати в 1860-е годы. О братствах писали свящ. Александр Гумилевский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М. О. Коялович , профессор Киевской духовной академии
Ф. Г. Лебединцев , Н. С. Лесков и другие.
1863—1917
Христорождественское братство
свящ. Александра Гумилевского
В 1863 г. отец Александр создает Петербургское рождественское братство, объединившее людей из разных концов России на почве сбора книг для народных училищ и средств для нуждающихся. В условиях глубоких социальных преобразований и кризиса традиционных семейных и церковных ценностей братства стремились восстановить духовное единство прихода.
Умножение бедности и бездомности в городах ставило перед Церковью задачу оказания помощи наиболее уязвимым группам.
Задачи братства:
Устроить приход как христианскую общину, проникнутую любовью ко Христу. Пробудить в прихожанах христианскую любовь и потребность заботы о бедных: «Членов братства соединяли в одну семью не исповедные списки, а самое дело, которое, как дело христианское, должно было быть свободным, бескорыстным и самоотверженным».

  • Главная цель — превращение прихода в духовное братство, основанное на взаимопомощи и служении ближним.
  • Деятельность братства основывалась на евангельских заповедях о любви и милосердии.
  • Организация духовной и социальной работы, объединяющая прихожан в активное участие в приходской жизни.
Центром, ядром братской общеприходской благотворительности был приют для малолетних приходских нищих. При приюте были учреждены: братская больница, братская богадельня, братский приют для мальчиков, братский рукодельный приют для мальчиков, братский приют для девочек, братский рукодельный приют для девочек, братские обеды для нищих (благотворительные агапы), братский хор певчих, братская религиозно-нравственная библиотека, братская община сестер, служащих братству по примеру древних православных диаконисс. Это было отражено в Уставе:
  • Пункт 5
    В братство могут вступать лица всякого звания, пола и возраста, исповедующие православную христианскую веру, отличающиеся усердием к церкви и любовию к бедным...
  • Пункт 8
    (наказание)
    В случае неисполнения каким-либо членом братства братских обязанностей, он, по решению братского совета, подвергается духовному увещанию или денежной пене...
  • Пункт 16
    Все братья и сестры [...] не должны искать внешних преимуществ за свое служение и должны довольствоваться только двумя религиозными преимуществами [...] внесением их имен в братские заздравные и заупокойные помянники и дозволением стоять в церкви с братскими свечами в руках на всенощных бдениях накануне больших праздников в положенное церковным уставом время
Избранные главы из Устава братства

Братство оставило после себя ряд песен, исполнявшихся в духовных общинах:

Братская песня (фрагмент):

Все мы братия Христовы,

Так Христос сказал нам;

Будем же всегда готовы

С помощию к беднякам.

Мальчики: Братья мы!

Девочки: Сестры мы!

...

После смерти своего основателя в 1869 году Христорождественское братство просуществовало

до 1917 года (48 лет без основателя). Оно стало ответом на социальные вызовы времени, предлагая модель социальной поддержки через христианские ценности.

Оно помогало спасти от нищеты и безграмотности множество детей и взрослых, вдохновляя другие приходы на подобную деятельность.

1889—1925
Крестовоздвиженское трудовое братство
Н. Н. Неплюева
Крестовоздвиженское православное трудовое братство было основано в 1889 году дворянином Н. Н. Неплюевым. Действовало активно до 1925 года, затем было насильственно закрыто.

  • Конец XIX века в России был временем кризиса социального устройства. Освобождение крестьян от крепостного права привело к массовой бедности, безработице и нехватке образования.
  • Трудовые отношения часто были основаны на эксплуатации, что порождало общественное неравенство.
  • В этих условиях братство стало альтернативой традиционной модели хозяйствования, предлагая трудовые общины, основанные на христианской любви и равенстве.
Задачи братства:
Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и стремлении к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности.
"...положить все силы умственные, нравственные и материальные на дело честного со-
гласования жизни с верой, составляет для меня очевидную, элементарную обязанность искренне верующего христианина. Согласно учению Христа Спасителя и примеру Его Апостолов, согласовать строй жизни с верою на почве единомыслия и единодушия реального братского общения" (Н. Н. Неплюев).

  • Идея Николая Неплюева состояла в том, чтобы создать «малую Церковь» — сообщество, в котором все участники живут по принципам Евангелия, сотрудничая в труде и поддерживая друг друга.
  • Главной задачей братства было христианское воспитание, трудовое единство и духовное развитие.
Кто входил в братство? Миряне семейные или одинокие, основу которых составляли бывшие воспитанники школы, организованной Н. Н. Неплюевым. Члены Братства могут быть трех разрядов:
а. Полноправные братья. / б. Приемные братья / в. Члены-соревнователи
1
А

Полноправные братья (или действительные) были ядром общины, теми, кто полностью посвятил себя её духовным, трудовым и образовательным идеалам. Их статус отличался от других участников братства, таких как воспитанники, сотрудники или сочувствующие. Полноправные братья не просто жили и работали в братстве, но также принимали на себя обязательства по его развитию и поддержке, принимали обязательства жить по уставу братства, следовать его духовным и нравственным принципам.

2
Б

Приемные братья находятся на испытании. Они наравне с полноправными братьями живут в пределах владений или аренды Братства, пользуются равным с ними участием в доходах, но не участвуют ни в выборах, ни в установлении уклада жизни Братства, во всем подчиняясь строю жизни, установленному полноправными братьями.

3
В

Члены-соревнователи, живя на стороне, обязываются, каждый в своем положении, — кто чем может — содействовать вне Братства христианскому воспитанию детей в духе православия и согласованию

жизни с учением Св. Православной церкви. Члены-соревнователи не пользуются участием в доходах Братства, но могут, по усмотрению полноправных братьев, получать от Братства материальную помощь на деятельность в духе Братства за его пределами

Разделение на категории членства определялось мерой взятой на себя ответственности за жизнь братства. Именно в той мере, в какой каждый член братства брал на себя ответственность за все происходящее в братстве, он и мог определять направление развития братства. По этой причине полноправных братьев всегда было немного, и именно они составляли братскую Думу, возглавляемую пожизненным блюстителем Н. Неплюевым. Так, в состав Думы в 1898 г. входило всего 11 человек, в 1908 г. – 19, в дальнейшем – 30. Дума определяла направление развития и все вопросы организации братской жизни, несла ответственность за экономическую и духовную жизнь братства.
  • Пункт 22
    Без добровольной дисциплины любви невозможны ни свобода, ни равенство, ни братство, о которых напрасно мечтают люди, живущие на основах страха и корысти, нуждающиеся в палках страха и приманках корысти для того, чтобы не обратить жизнь в хаос и не растерзать друг друга.
  • Пункт 25
    Христианская свобода не есть право на своеволие, беспорядок и безначалие, а свобода сознательного и добровольного раба Божия от всякого другого рабства.
  • Пункт 29
    Дело Божие на земле и состоит в воспитании и человечества к святости вселенской любви и осуществлении правды Божией, жизни по вере в Бога — Любовь, путем стройной организации добра в жизни, стройной организации жизни, отношений и труда на началах братолюбия.
Принципы братства и его школах

Н. Н. Неплюев передал братству все свое имущество, включая школы, земли, заводы и храмы.

Братство стало одним из первых, кто внедрил новые методы ведения сельского хозяйства и промышленного производства. Продукция братства, включая молочные продукты и плоды, получала награды на выставках, подтверждая высокий уровень труда его членов.

Братство Н. Н. Неплюева стало ответом на вызовы секуляризации и морального упадка,

создавая живую модель христианской жизни в общине, а сам духовный попечитель братства оставил после себя многочисленные труды, переизданные в наше время

1905–1907 гг.
Церковные братства после революционных событий
В начале XX века Российская империя балансировала на грани социального взрыва. Революция 1905 года стала не просто политическим кризисом, но и глубочайшим потрясением для Русской православной церкви. 17 октября 1905 года император Николай II подписал Манифест о даровании свобод, предоставляющий гражданские права, в том числе свободу совести. Документ, который должен был стабилизировать ситуацию, неожиданно запустил процесс духовного раскола: православие, веками бывшее опорой самодержавия, оказалось перед лицом конкуренции со стороны расколов, сект и обновленческих движений. Церковь теряла влияние среди рабочих и интеллигенции, а ее бюрократическая зависимость от государства становилась не просто очевидной, но и невыносимой.

На этом фоне в 1905–1907 годах в крупнейших городах России начинают формироваться православные братства, стремящиеся вернуть церкви ее утраченный авторитет. Одним из ключевых шагов в этом направлении стало Обращение 32-х священников Санкт-Петербурга в феврале 1905 года, требовавшее восстановления канонической свободы Церкви и созыва Поместного Собора. Эти идеи находят поддержку у ряда архиереев, но встречают ожесточенное сопротивление в Святейшем Синоде, все еще зависимом от воли императора. Кризис усугубляется событиями декабря 1906 года, когда в Государственной Думе впервые звучат предложения о пересмотре статуса Православной церкви. В ответ братства берут на себя миссию просвещения, защиты православных ценностей и организации приходской жизни. Это был их последний шанс спасти традицию – иначе ее размоет новый век, в котором уже звучат марши революции и лозунги атеизма.
1905—1907
Братство ревнителей церковного
обновления
Начало XX века было временем кризиса для Российской империи:
— революционные события 1905 года, активное рабочее движение,
— выступления священников в поддержку реформ.
Церковь также испытывала кризис — обсуждались вопросы о независимости Русской православной церкви от государства, обновлении приходской жизни, созыве Поместного Собора. В 1905 году Манифест о свободе совести привел к конкуренции между православием и другими конфессиями​.
Группа священников в Санкт-Петербурге объединилась вокруг идеи реформирования церкви, стремления к большей независимости от государства и оживления церковной жизни. Одним из их главных лозунгов было «восстановление канонической свободы православной церкви в России»​.

Братство было основано в Санкт-Петербурге в 1905 году и первоначально включало 21 молодого клирика, которые встретились с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) для обсуждения церковных реформ​. Позже число подписантов программного документа увеличилось до 32 человек, и группа получила неофициальное название «Группа 32-х петербургских священников»​.
Митрополит антоний (вадковский)
1905 г.
Первоначально группа действовала неофициально, но после Манифеста 17 октября 1905 года, предоставившего свободу собраний, они попытались зарегистрировать себя как «Союз церковного обновления»​.
В 1906 году братство официально переименовалось в «Братство ревнителей церковного обновления», подчеркивая свой исключительно церковный характер​. Устав братства был утвержден митрополитом Антонием (Вадковским) 31 мая 1906 года с резолюцией «Утверждается в виде опыта на три года»​.

Братство ревнителей церковного обновления возникло как продолжение и церковная институционализация Союза церковного обновления. Эта трансформация отражала изменение стратегических приоритетов, переход от общественного движения к церковному братству, ориентированному на сотрудничество с иерархией. Союз церковного обновления, будучи общественной организацией, стремился к реформированию церковных институтов, в том числе богослужебного порядка и социальной активности церкви. Братство, в свою очередь, сосредоточилось на вопросах соборности, богословских дискуссиях и взаимодействии с епархиальной властью​.
Структура братства:
В его состав входили преимущественно молодые священники Санкт-Петербурга. Первоначально группа называлась «Группа 32-х священников» по числу подписавшихся под реформаторскими требованиями​.
Задачи братства / деятельность:
Основная цель — церковное обновление на основе христианской истины
Подчеркивалась необходимость автономности церкви
Обсуждались вопросы богослужебной реформы и социальной миссии церкви​

  • Обсуждение и разработка реформ для церкви
  • Публикация статей в прессе
  • Попытка создания отделений в разных городах
  • Организация собраний священников
  • Взаимодействие с епархиальными властями​
После 1907 года деятельность братства постепенно сошла на нет, а упоминания о его работе исчезли из открытых источников​. Однако многие идеи братства позже были обсуждены на Поместном Соборе 1917–1918 годов и повлияли на ход реформ в Русской православной церкви.

Хотя братство просуществовало недолго, оно сыграло важную роль в подготовке церковных реформ, которые позже были обсуждены на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

Поместный собор
РПЦ 1917–1918 гг.
  • Задачи братства

    Создание приходских братств и союзов – миряне должны участвовать в укреплении приходской жизни и миссионерской деятельности​.

  • Поместный Собор 1917–1918

    Реализовано – Поместный Собор 1917 года провозгласил важность приходских братств и их роли в духовном возрождении​.

  • Задачи братства

    Литургические реформы – частично обсуждались в рамках братства, касались языка богослужения и его доступности​.​

    ...

  • Поместный Собор 1917–1918

    Частично реализовано – Вопрос о богослужебной реформе был поднят, но не решен окончательно из-за смены политического режима​.

Личности:
Личности, внесшие значительный вклад:
Протоиерей Константин Аггеев – богослов, выступавший за свободу личности в христианском учении
(фото 1)
Протоиерей Павел Лахостский – активно взаимодействовал с митрополитом Антонием (Вадковским), участвовал в создании Христианского содружества учащейся молодежи
Протоиерей Иоанн Егоров – один из участников религиозно-философских собраний (фото 2).
Священник Иоанн Крылов – участник Поместного Собора от военного и морского духовенства (фото 3).
Григорий Петров – автор ряда публикаций и участник дискуссий о церковных преобразованиях​.

Многие идеи Братства ревнителей церковного обновления нашли свое отражение в решениях Поместного Собора 1917–1918 годов.

Собор закрепил принципы соборности, приходского управления, независимости Церкви и роли мирян.

Однако из-за революционных потрясений часть реформ осталась нереализованной.

Наследие братства продолжает вдохновлять дискуссии о будущем православной Церкви.



1917 г.
Братства после революции
После революции 1917 года Русская православная церковь оказалась в эпицентре беспрецедентного кризиса: новое большевистское правительство стремительно разрывало ее вековые связи с государством, а в обществе нарастали антирелигиозные настроения. 23 января (5 февраля) 1918 года был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который формально гарантировал свободу вероисповедания, но на деле открывал путь к массовой экспроприации церковного имущества и запрету религиозного образования. В этот же год начались нападения на храмы и монастыри, убийства духовенства, среди которых особый резонанс вызвало убийство митрополита Владимира (Богоявленского) в Киеве 25 января 1918 года – первое в череде репрессий против иерархов. Патриарх Тихон, избранный на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 годов, вынужден был ответить на это «великое бедствие» не только увещеваниями, но и открытым противостоянием: 1 февраля 1918 года он издал анафему тем, кто творит «зло Церкви», что лишь усилило конфронтацию между духовенством и властью.

Год спустя, в разгар кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года, патриарх обратился к пастве с призывом объединяться для защиты святынь и духовного наследия. Это воззвание, ставшее ответом на продолжающиеся репрессии, дало толчок к появлению Союза православных братств в Петрограде и множества приходских объединений, ставших не просто формой религиозного сопротивления, но и воплощением древнего принципа соборности в условиях угасания традиционных церковных структур. Документы того времени, такие как воззвание Петроградского митрополита Вениамина от 22 марта 1922 года, прямо свидетельствуют о решимости мирян защищать свою веру и храмы: «Не может христианин предать на поругание самое дорогое – свой храм, свою веру, свою душу». Но сопротивление не могло длиться вечно – уже к 1925 году большинство братств было разгромлено, а многие их члены – расстреляны или сосланы. Тем не менее их подвиг стал символом исповедничества, а их идеи – основой для возрождения православных общин уже в XX веке.
1919–1932
Александро-Невское братство
Контекст создания братства: к концу 1917 года Петроград находился в состоянии глубокого кризиса. Революционные потрясения, стремительный распад устоев Российской империи и начавшиеся гонения на Церковь привели к тому, что православные верующие оказались перед выбором: либо смириться с новыми порядками, либо защищать святыни своей веры. Одним из самых драматичных эпизодов стало убийство протоиерея Петра Скипетрова 1 февраля 1918 года, когда большевики попытались силой захватить Александро-Невскую лавру. Этот акт насилия вызвал мощную реакцию среди верующих: на улицы города вышло около полумиллиона человек во главе с митрополитом Вениамином (Казанским). Именно в этот день зародилось Братство по защите святынь Александро-Невской лавры, которое позже стало ядром Александро-Невского братства.

В период с осени 1917 по зиму 1919 года в Петрограде три раза появлялись объединения верующих православных людей, но они не получили серьёзного развития. Первоначальный состав Александро-Невского братства включал в себя членов этих несостоявшихся церковных организаций. Датой создания братства является 1 февраля 1919 года, когда при Александро-Невской лавре был создан молодёжный кружок, включавший в себя монахов и мирян. Важным направлением деятельности братства являлось создание полулегальных монашеских общин в миру, а также монашеские постриги молодых людей (в том числе тайные) с целью сохранения института монашества в условиях массового закрытия монастырей.

Братские отцы всегда считали одной из основных своих задач подготовку молодых образованных священнослужителей, что в условиях ограничения, а затем и полной ликвидации духовного образования позволило бы сохранить кадры духовенства, способного в будущем осуществить возрождение Церкви.

В состав входили около 100 человек, среди них – иеромонахи Иннокентий (Тихонов), Гурий и Лев (Егоровы).
Позже руководителями стали архимандрит Гурий, епископ Иннокентий, отцы Варсонофий и Варлаам​.
Задачи братства:
  • Организация ежедневных богослужений и духовного образования.
  • Проведение религиозно-нравственных чтений, лекций и диспутов.
  • Работа с детьми – создание 69 детских кружков по изучению Закона Божьего.
  • Поддержка репрессированного духовенства и мирян​.
В рамках массовых арестов священнослужителей и прежде всего монашествующих органы ОГПУ сфабриковали против членов братства огромное дело почти на 100 человек. 22 марта 1932 года Коллегия ОГПУ вынесла подсудимым приговоры – от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на три года до десяти лет исправительно-трудовых лагерей. В результате политических репрессий органами ОГПУ в 1932 году деятельность Александро-Невского братства была прекращена.

«Господь возьмет на время или совсем от нас храмы, чтобы мы восчувствовали не убранство,

но саму Церковь»​ (епископ Иннокентий (Тихонов) ).

Братство стало одним из последних крупных православных объединений перед окончательным разгромом Русской Церкви в СССР.

1917–1918
Братство-Союз ревнителей и проповедников православия
1 октября 1917 — 27 ноября 1918, Революция, Братство отвечало на призыв патриарха к объединению верующих. Собиралось ради объединения верующих, ревнующих о своём спасении и обновлении церковной жизни. Практическая главная цель — научение проповедников из среды мирян, просвещение и взаимопомощь в церкви.
Задачи братства:
Научение проповедников (в результате членов Братства приглашали проповедовать в некоторых храмах Москвы), евангельские собрания, братские беседы, издание журналов, брошюр и других материалов просветительского характера, рабочие артели и т.д.
Член Братства — «всякий православный христианин», однако старшим мог быть только священник. Мирянин мог быть «местоблюстителем» на короткий промежуток времени. Важно отметить, что в уставе братства сказано, что собирание Братства является инициативой неравнодушных мирян, а не назиданием сверху. Братство не было привязано к определенному храму/приходу. Оно делилось на отделения (по виду деятельности), которые могли “столоваться” при разных храмах Москвы. В Уставе и формуляре чётко прописано, что каждый член братства должен активно помогать своему приходу, но само Братство — это не часть прихода, но равнозначная ему церковная единица, существующая от него (прихода) независимо. Святейших Патриарх (согласно уставу) является непосредственным попечителем Братства.
  • Отношение к другим кружкам
    К Церкви Вселенской, РПЦ, Епархиям и т.п. Бр-во относится с «полной сыновней преданностью». К однородным организациям, то есть к другим братствам, приходам, союзам, кружкам — «помогая в достижении общих задач, но сохраняя свою независимость, так и независимость своих отделений»
  • Призыв братства
    Потрудитесь, братья, поищите и найдите вокруг себя много ревностных Божиих сынов. Если же вам трудно, то вы можете обратиться в Московское Братство ревнителей и проповедников православия
  • //
    Кто желает, приходите. Будем вместе молиться, изучать слово Божие, советоваться между собою обо всём, что должно интересовать православного христианина, будем помогать друг другу в устроении между собой подлинных братских отношений
Избранные главы из Устава братства
Устав бр-ва и другие его документы очень живые, практичные и даже смелые. Во всём этом видно активную инициативу людей. В то же время история Бр-ва очень коротка, хоть и были уже принесены определённые плоды (Братчики приглашались проповедовать в разные храмы Москвы). Но даже несмотря на такую активность мирян, Бр-во - Союз очень зависело от фигуры её руководителя, о чём свидетельствует факт прекращения его деятельности вместе с арестом отца Романа Медведя.
1924–1979 гг. (и далее)
Православные братства
в Советском союзе
После окончания Гражданской войны большевистская власть, утвердившая контроль над ключевыми городами и регионами, развернула масштабную кампанию по ликвидации «контрреволюционных элементов», в число которых автоматически попадали священники, монахи и активные миряне. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», вышедший 5 февраля 1918 года, формально провозглашал свободу вероисповедания, но на практике стал инструментом для изъятия церковного имущества и запрета церковного образования. К 1921 году более 500 священнослужителей были арестованы, а в 1922 году, после декрета о конфискации церковных ценностей, тысячи храмов подверглись разорению. В этот момент братства стали формироваться как естественная реакция верующих на разрушение приходской жизни: миряне и духовенство, оказавшиеся вне привычных церковных структур, объединялись для тайных богослужений, благотворительности и защиты святынь.

Особенно значимой стала реакция на процесс над патриархом Тихоном в 1922 году: суд над предстоятелем Церкви, обвиняемым в сопротивлении изъятию ценностей, вызвал волну сплочения среди православных верующих. Именно в этот период начали действовать Союз православных братств (1920–1922), Братство епископа Макария (Опоцкого) (1924). Они не только защищали уцелевшие храмы, но и создавали подпольные образовательные кружки, распространяли нелегальную религиозную литературу и даже оказывали материальную помощь священникам, находившимся в заключении. В отчете ОГПУ за 1925 год о борьбе с "церковной контрреволюцией" упоминаются "группы верующих, организующие нелегальные собрания и стремящиеся восстановить влияние религии в массах" — что, безусловно, можно считать первым официальным признанием значимости братств советского периода. Эти объединения стали островками веры в буре гонений, но их существование было недолгим: 8 апреля 1929 года было принято постановление «О религиозных объединениях», фактически объявившее вне закона любую церковную деятельность, кроме собственно богослужений. К 1937 году большинство активных членов братств оказались в лагерях, а сами братства – стерты из памяти народа. Но, как оказалось, не навсегда...
1920-1940 гг.
Братство епископа-катехизатора
Макария (Опоцкого)
В 1920-е годы, когда советская власть сжимала железное кольцо вокруг Русской православной церкви, многие верующие искали способы сохранить духовную жизнь в новых, смертельно опасных условиях. Одним из таких людей был епископ Макарий (Опоцкий), человек сложной судьбы, прошедший через обновленческий раскол, но сумевший вернуться в лоно канонической Церкви. В начале 1920-х годов, находясь под давлением властей, он временно примкнул к обновленчеству, однако вскоре осознал ошибку и вышел из него, решив посвятить себя возрождению истинной церковной жизни. Именно тогда в его окружении начала формироваться группа единомышленников – будущая основа Братства епископа Макария. Эти люди не просто молились вместе, но стремились создать христианскую общину в духе ранней Церкви, вдохновлённую идеями соборности и братского служения. В своих взглядах еписокоп Макарий опирался на труды Николая Неплюева, основателя православных трудовых братств, который ещё в конце XIX века доказывал, что христианская жизнь должна быть не просто индивидуальным подвигом, но общим делом, в котором братская любовь становится цементом общества.

Став викарным епископом в Череповце, а затем в Новгороде, епископ Макарий начал собирать вокруг себя людей, готовых к подвигу веры. В братство входили миряне, священники, монашествующие, объединённые общей целью: сохранить Православие в условиях, когда официальные храмы закрывались, а духовенство массово отправлялось в лагеря. В 1926 году его деятельность привлекла внимание ОГПУ, и он был арестован за «создание нелегального церковного кружка». После нескольких лет на Соловках епископ Макарий вышел на свободу и продолжил свою работу, на этот раз в Ленинграде и Вятке, где братство обрело новую жизнь. Однако в 1937 году начались масштабные аресты, братчики один за другим отправлялись в лагеря, а сам епископ вскоре был расстрелян. Но его идея не умерла: некоторые ученики продолжали подпольную деятельность даже в 1950-е годы, передавая наследие братства следующим поколениям.

Епископ Макарий
(опоцкий)
с чадами
Задачи братства:
Основной целью братства было сохранение традиционного православного уклада в условиях государственного атеизма. Его члены организовывали подпольные богослужения, поддерживали заключённых священнослужителей, распространяли религиозную литературу. Также важным направлением стала катехизация — подготовка новых верующих к христианской жизни​.
Братство действовало в различных формах. Оно устраивало тайные собрания для изучения Священного Писания, проводило богослужения на конспиративных квартирах, занималось благотворительностью. Также братчики помогали друг другу в бытовых нуждах, создавая своеобразные религиозно-трудовые общины​.
Братство Макария восприняло традиции дореволюционных приходских братств, но адаптировало
их к новым условиям подпольного существования. Оно также находилось под влиянием идей
Н. Н. Неплюева о христианских трудовых общинах​.

Структура братства:
Братство не имело формальной структуры, так как действовало в условиях подполья. В центре братской жизни находился епископ Макарий, вокруг которого объединялись преданные ученики. Среди них были Мария Николаевна Александрова, Мария Аркадьевна Верещагина, Василий Александрович Козлов, которые позже были репрессированы​.
  • Особенности устава
    Из-за подпольного характера братства формальный устав отсутствовал, однако его члены придерживались строгих правил: ежедневная молитва, соблюдение постов, участие в таинствах, помощь братьям по вере и твёрдость в исповедании православной веры​.
  • Цитата
    «Желаем распяться для мира сего, воскреснуть в Идее Христа своего!» – этот девиз братства отражал его дух и готовность к самопожертвованию​.
  • //
    Мария Николаевна Александрова, одна из ключевых членов братства, была арестована в 1937 году и на допросах не позволяла называть братство "антисоветской сектой". Она отказалась признать себя виновной и была расстреляна​.
Епископ Макарий лично руководил несколькими братскими общинами, несмотря на постоянную слежку НКВД. В 1937 году практически все его последователи были арестованы, но братская жизнь не прекратилась полностью – некоторые члены братства сохранили традиции вплоть до 1950-х годов​.
Братство стало ответом на советские репрессии против Церкви. Оно стремилось сохранить непрерывность духовной жизни, когда официальные храмы закрывались, а духовенство подвергалось гонениям​.
1989 – по сей день
Сретенско-Преображенское братство
Вторая половина XX века стала временем постепенного оживления религиозной жизни в Советском Союзе, несмотря на официальную атеистическую политику. В 1968 году в Москве вокруг Юрия Кочеткова сформировался кружок молодых людей, стремившихся глубже познать православную традицию. Это было время, когда Церковь находилась под жёстким контролем государства, а открытая религиозная жизнь оставалась под запретом. Однако среди интеллигенции зрело новое осмысление веры, и группа единомышленников стала встречаться для чтения духовной литературы, обсуждения богословских вопросов и даже посещения храмов разных конфессий. Постепенно это сообщество выросло, и к 1972 году в нём уже было около 20–25 человек. Важно отметить, что формирование движения происходило на фоне кризиса официальной церковной жизни: многие священнослужители боялись открыто исповедовать традиционное православие, опасаясь репрессий, но одновременно появлялись духовные лидеры, которые вдохновляли новых верующих. Члены будущего братства находили поддержку у таких известных пастырей, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Всеволод Шпиллер, архимандрит Таврион (Батозский), а также церковных верующих мирян – Сергея Фуделя и семьи Пестовых​.

К началу 1970-х годов кружок оформился в катехизаторское движение. В 1971 году началась практика индивидуальной катехизации, а спустя два года – катехизация в малых группах. Эти шаги стали основой для возрождения традиции церковного оглашения, которая в России практически исчезла после революции. В 1975 году группа впервые провела «трапезу любви» (агапу) – символическое возвращение к раннехристианским формам общинной жизни. В 1979 году была опубликована «Программа возрождения церковной жизни», подписанная псевдонимом Николай Герасимов. В ней предлагалось восстановить утраченные элементы православного предания, включая соборное духовничество, активное участие мирян в жизни Церкви и всестороннюю катехизацию. Это движение продолжилось и в 1980-е годы, несмотря на давление со стороны государства: Юрий Кочетков подвергся гонениям, был изгнан из Ленинградской духовной академии по требованию КГБ, но продолжил своё дело в Москве. В 1988 году, накануне празднования тысячелетия Крещения Руси, вокруг него сформировалась первая община, а в 1990 году состоялся первый Преображенский собор, на котором было принято решение о создании Сретенско-Преображенского братства​.
Преображенское
братство
Братства в русской эмиграции
В начале XX века мир, каким его знали православные русские, рухнул в пламени революции. Октябрь 1917 года разорвал традиционные связи между Церковью и государством, уничтожив вековой симбиоз. Уже 23 января 1918 года декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» юридически лишил православие государственного статуса, а священнослужителей — привилегий и защиты. Начались массовые гонения: 22 января 1918 года в Киеве убит митрополит Владимир (Богоявленский), в последующие годы расстреляны сотни епископов и тысячами уничтожены священники.
В 1922 году последовал новый удар — кампания по изъятию церковных ценностей, закончившаяся волной репрессий и показательных судов, среди которых особенно выделялся процесс над митрополитом Вениамином (Казанским) в 1922 году.

На этом фоне десятки тысяч русских оказались в эмиграции: 1920 год стал точкой невозврата, когда последние белые части покинули Крым. Среди изгнанников — интеллектуалы, генералы, священники и простые верующие, вынужденные строить новую жизнь в Европе, Азии и Америке. В Париже уже в 1925 году возникает Русское студенческое христианское движение (РСХД), а в 1923 году в Сербии учрежден Карловацкий собор, провозгласивший борьбу с обновленчеством. В Берлине, Белграде и Харбине русские эмигранты создают православные братства, стремясь сохранить веру, культуру и национальную идентичность. Их целью становится не только поддержка соотечественников, но и утверждение идеи, что «Россия — это не просто территория, а духовное пространство, сохраняемое вне ее пределов» (из устава Братства Святого Германа Аляскинского, 1930 г.). В условиях вынужденного изгнания братства становятся не просто религиозными объединениями, но и символами надежды, живыми клетками русской Церкви, существующей вопреки всему.
с 25 октября 1925 г.
Православное братство имени преподобного Серафима,
Саровского Чудотворца
В 1920-е годы русские эмигранты в Сербии столкнулись с необходимостью сохранения православной веры и русской духовной традиции в условиях изгнания. Русское студенческое христианское движение (РСХД) стремился к оцерковлению культуры и жизни, что привело к возникновению братств.

В 1924 году состоялся местный съезд РСХД, на котором было создано православное братство Святой Троицы. Братство Святого Серафима Саровского стало продолжением этой инициативы​.
Братство стало ответом на кризис идентичности русской эмиграции. Русские православные за границей искали новые формы церковного объединения и миссионерской деятельности​.
семья зерновых
1927 г.
Задачи братства:
  1. Духовное возрастание членов братства через богослужение, молитву и изучение православия.
  2. Помощь нуждающимся членам братства.
  3. Просветительская работа – лекции, курсы, участие в жизни русской школы.
  4. Содействие Русской Зарубежной Церкви и сотрудничество с Сербской Православной Церковью​.
Структура братства:
Председатель: иерей Савва Советов / Совет братства: председатель + 5 членов.
Президиум кружка: 3 человека (2 из них – члены совета братства).
Духовный попечитель: митрополит Антоний (Храповицкий)​.
Члены братства должны были исповедовать православную веру, регулярно молиться (утренние, вечерние и братские молитвы), четырежды в год причащаться, исполнять устав братства​.
Важным духовным наследием братства стало его влияние на выдающихся деятелей Русской Зарубежной Церкви. Среди его членов были епископ Савва (Советов), епископ Григорий (Граббе), богослов и канонист Сергей Троицкий. Преподобный Иустин (Попович), впоследствии канонизированный Сербской Церковью, был другом братства и вдохновлял его деятельность. Особенно выделяется судьба священника Димитрия Клепинина, который, имея опыт братского служения, после переезда в Париж вступил в Свято-Троицкое братство и в годы Второй мировой войны был арестован за помощь евреям. Он принял мученическую кончину в концлагере и позднее был причислен к лику святых.
Братство оставило значительный след в истории Русской Православной Церкви за границей. Его опыт объединения мирян вокруг церковных целей актуален и в наше время, когда православные общины в разных странах ищут пути духовного возрождения. Оно показывает, что даже в изгнании возможно создать крепкое братское сообщество, способное не только сохранять традицию, но и быть активным миссионерским и просветительским центром.

Материалы презентации подготовлены
по книге издательства СФИ
Наша презентация позволяет увидеть, на какие исторические, социальные, внутрицерковные «вызовы» отвечали православные братства в разные исторические эпохи, а также какие эпохи и почему оказались наиболее продуктивными для их появления.
Москва, 2025