День Православных братств 1 февраля
ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНЫХ БРАТСТВ
В РОССИИ
Проект документов по истории братского
движения в России

«вопрос о братствах, вопрос чисто русский

и необыкновенно интересный»

«В симпатиях русского духовенства к братствам мы видим общее русское желание жить миром и миром стоять
за себя и за брата: “друг о друге,
а Бог обо всех”»

заметка 1862 года «О христианских братствах в России» / Н. С. Лесков

«Где есть братья

(т. е. братчики)

там и братство!»

Протопресвитер Виталий Боровой (из проповеди)

Источник:

История церковных братств в России
Материалы презентации даны по книге Издательства СФИ
Наша презентация позволяет увидеть, на какие исторические, социальные, внутрицерковные «вызовы» отвечали православные братства в разные исторические эпохи, а также какие эпохи и почему оказались наиболее продуктивными для их появления.
Александро-Невское братство (Санкт-Петербург, 1917 г.)
Хронология братского движения
Здесь выделены исторические периоды, когда в Русской православной
церкви с наибольшей интенсивностью возникали церковные
объединения, осознававшие и называвшие себя именно «братствами»

XVI век

XVI век

Церковные братства
Юго-Западной Руси
— Львовское Успенское братство
— Киевское Богоявленское братство
— Луцкое Крестовоздвиженское братство

XIX век

XIX век

Братства в России после отмены крепостного права
— Христорождественское братство
свящ. Александра Гумилевского
— Крестовоздвиженское православное трудовое
братство Н. Н. Неплюева

1905–1907 гг.
1905–1907 гг.
Церковные братства после революционных событий
— Братство ревнителей церковного обновления
— Братство Святого Креста
— Братство Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа
— Пастырско-просветительное братство при Московской духовной академии

1917 г.

1917 г.

Братства после революции
— Александро-Невское братство
— Союз православных братств
— Братство-Союз ревнителей и проповедников православия

1924–1979 гг.

(и далее)

1924–1979 гг.

(и далее)

Братства в Советском союзе
— Братство епископа Макария (Опоцкого)
— Братство вятских христиан Б. В. Талантова
— Сретенско-Преображенское братство

после 1917 г.

после 1917 г.

Братства в русской эмиграции
— Православное братство во имя св. Софии — Премудрости Божией
— Православное братство имени преподобного Серафима,
Саровского Чудотворца
Церковные братства
Юго-Западной Руси
1572—1788
Львовское Успенское братство
Западная Русь 16го века. Критическая ситуация – насаждается католичество и униатство в Речи Посполитной, внутрицерковный упадок, притеснения православного населения. Силой, которая приняла этот вызов и более 120 лет «держало удар», стали православные братства, создаваемые по инициативе мирян (купцов, ремесленников). Среди крупнейших – Львовское Успенское братство, утвержденное в 1586г.
Задачи братства:
Свою основную задачу Львовское братство видело во всестороннем служении пользе
и интересам православной церкви, что выражалось как в обличении беззаконий
(обличение гадалок, ворожей) и бесчиний внутри церковной ограды (братство было вправе контролировать духовенство), так и в стремлении жить по-евангельски (что отражено
в Уставе в т.ч.). Кроме содержания прихода, благотворительности, братство активно занималось просвещением, устроением школы (Школа Львовского братства просуществовала 200 лет), типографии, печатанием книг. Братство отстаивало интересы православного населения на сеймах.
Письмо антиохийского патриарха о даровании ставропигии Львовскому православному братству
За Львовским Успенским братством было закреплено старшинство. При этом, как старшее, оно всесторонне поддерживало другие западнорусские братства. Так как устав Львовского братства был образцом для остальных, приведу несколько интересных моментов о братской жизни:
  • Пункт 1
    В определенный день сходиться в избранный дом, с любовию и миром, отдавая один другому предпочтение, стараясь о добро пред Богом и людьми.
  • Пункт 7
    Старшие братия должны каждогодно отдавать отчет пред всеми, ..: а кто хочет быть старшим будь всем слуга, по Христову Евангелию.
  • Пункт 10
    (наказания)
    Если брат брата обидит словом в братстве, то должен быть наказан
    сидением на колокольне, а за вину заплатить камень воску; при том, не
    отходя, должен испросить прощения у обиженного и у всего братства.

  • Пункт 12
    Сошедшиеся в братство, по окончании положенных занятий, должны читать священные книги и скромно друг с другом беседовать.
  • Пункт 29
    А если увидят или услышат братия, что при какой-либо местной
    церкви или в ином каком-либо братстве живут не по закону, мирские ли то или духовные, .. то должны напомнить им об этом словесно, или письменно — чрез послание. Если же те станут противиться истине, содержащейся в законе, то донести об них Епископу.

  • Пункт 31
    Если бы кто из братства был обвинен пред Епископом, то он не должен сам по себе оправдываться, пока не станет с ним братство: тогда братия вместе, при Епископе, должны исследовать обстоятельства обвинения и судиться по правилам святых Отцев.
Избранные главы из Устава братства

Таким образом, мы видим, как объединение мирян и пастырей приняло на себя заботу

о чистоте веры и внешней защите православной церкви.

Братства в России после отмены крепостного права
Отмена крепостного права стала катализатором братского движения, чему способствовала как общая либерализация атмосферы в стране в начале царствования Александра II, так и появление большого числа независимых крестьян, нуждавшихся в духовном воспитании и окормлении. В 1862 году в Киевской епархии был составлен публикуемый ниже проект устава для братств. Тема возрождения традиции православных братств, существовавших в Российском государстве в XVI–XVII веках, активно обсуждалась в русском обществе и в периодической печати в 1860-е годы. О братствах писали свящ. Александр Гумилевский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М. О. Коялович , профессор Киевской духовной академии Ф. Г. Лебединцев , Н. С. Лесков и другие.
1863—1917
Христорождественское братство
свящ. Александра Гумилевского
В 1861 г. отец Александр создает Петербургское рождественское братство, объединившее людей из разных концов России на почве сбора книг для народных училищ и средств для нуждающихся. Члены братства ежегодно вносили пожертвования в благотворительный фонд братства.
В 1863 году в Петербурге при церкви во имя Рождества Христова на Песках, свящ. Александр Гумилевский создает приходское Христорождественское братство.
Задачи братства:
Устроить приход как христианскую общину, проникнутую любовью ко Христу. Пробудить в прихожанах христианскую любовь и потребность заботы о бедных: «Членов братства соединяли в одну семью не исповедные списки, а самое дело, которое, как дело христианское, должно было быть свободным, бескорыстным и самоотверженным»
Центром, ядром братской общеприходской благотворительности был приют для малолетних приходских нищих. При приюте были учреждены: братская больница, братская богадельня, братский приют для мальчиков, братский рукодельный приют для мальчиков, братский приют для девочек, братский рукодельный приют для девочек, братские обеды для нищих (благотворительные агапы), братский хор певчих, братская религиозно-нравственная библиотека, братская община сестер, служащих братству по примеру древних православных диаконис. Это было отражено в Уставе:
  • Пункт 5
    В братство могут вступать лица всякого звания, пола и возраста, исповедующие православную христианскую веру, отличающиеся усердием к церкви и любовию к бедным...
  • Пункт 8
    (наказание)
    В случае неисполнения каким-либо членом братства братских обязанностей, он, по решению братского совета, подвергается духовному увещанию или денежной пене...
  • Пункт 16
    Все братья и сестры [...] не должны искать внешних преимуществ за свое служение и должны довольствоваться только двумя религиозными преимуществами [...] внесением их имен в братские заздравные и заупокойные помянники и дозволением стоять в церкви с братскими свечами в руках на всенощных бдениях накануне больших праздников в положенное церковным уставом время
Избранные главы из Устава братства
После смерти своего основателя в 1869 году Христорождественское братство просуществовало
до 1917 года (48 лет без основателя).

Братство оставило после себя ряд песен, исполнявшихся в духовных общинах:

Братская песня (фрагмент):
Все мы братия Христовы,
Так Христос сказал нам;
Будем же всегда готовы
С помощию к беднякам.
Мальчики: Братья мы!
Девочки: Сестры мы!
...
1863—1917
Крестовоздвиженское братство Н. Н. Неплюева
Крестовоздвиженское православное трудовое братство было основано в 1889 году дворянином
Н. Н. Неплюевым. В его состав входили в основном бывшие крестьянские дети, окончившие курс Воздвиженской и Преображенской низших сельскохозяйственных школ, но в него вступали
и представители интеллигенции и светского общества.
Задачи братства:
Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и стремлении к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности.
"...положить все силы умственные, нравственные и материальные на дело честного со-
гласования жизни с верой составляет для меня (Н. Н. Неплюева) очевидную, элементарную
обязанность искренне верующего христианина. Согласно учению Христа Спасителя и примеру Его Апостолов, согласовать строй жизни с верою на почве единомыслия и единодушия реального братского общения."
Кто входил в братство? Миряне семейные или одинокие, основу которых составляли бывшие воспитанники школы, организованной Н. Н. Неплюевым. Члены Братства могут быть трех разрядов:
а. Полноправные братья. / б. Приемные братья / в. Члены-соревнователи
1
А

Приемные братья находятся на испытании. Они наравне с полноправными братьями живут в пределах владений или аренды Братства, пользуются равным с ними участием в доходах, но не участвуют ни

в выборах, ни в установлении уклада жизни Братства, во всем подчиняясь

строю жизни, установленному полноправными братьями.

2
Б

Члены-соревнователи, живя на стороне, обязываются, каждый в своем положении, — кто чем может — содействовать вне Братства христианскому воспитанию детей в духе православия и согласованию

жизни с учением Св. Православной церкви.

3
Б

Члены-соревнователи не пользуются участием в доходах Братства, но могут, по усмотрению полноправных братьев, получать от Братства

материальную помощь на деятельность в духе Братства за его пределами

  • Пункт 1
    В определенный день сходиться в избранный дом, с любовию и миром, отдавая один другому предпочтение, стараясь о добро пред Богом и людьми.
  • Пункт 7
    Старшие братия должны каждогодно отдавать отчет пред всеми, ..: а кто хочет быть старшим будь всем слуга, по Христову Евангелию.
  • Пункт 10
    Если брат брата обидит словом в братстве, то должен быть наказан
    сидением на колокольне, а за вину заплатить камень воску; при том, не
    отходя, должен испросить прощения у обиженного и у всего братства.

Избранные главы из Устава братства
Братства после революции
1917 г.
1917–1918
Братство-Союз ревнителей и проповедников православия
1 октября 1917 — 27 ноября 1918, Революция, Братство отвечало на призыв патриарха к объединению верующих. Собиралось ради: Объединение верующих, ревнующих о своём спасении и обновлении церковной жизни (цель). Практическая главная цель — научение проповедников из среды мирян, просвещение и взаимопомощь в церкви.
Задачи братства:
Научение проповедников (в результате членов Братства приглашали проповедовать в некоторых храмах Москвы), евангельские собрания, братские беседы, издание журналов, брошюр и других материалов просветительского характера, рабочие артели и т.д.
Член Братства — «всякий православный христианин», однако старшим мог быть только священник. Мирянин мог быть «местоблюстителем» на короткий промежуток времени. Однако важно отметить, что в уставе отмечено, что собирание Братства является инициативой неравнодушных мирян, а не назиданием сверху. Братства не было привязано к определенному храму/приходу. Оно делилось на отделения (по виду деятельности), которые могли “столоваться” при разных храмах Москвы. В Уставе и формуляре чётко прописано, что каждый член братства должен активно помогать своему приходу, но само Братство — это не часть прихода, но равнозначная ему церковная единица, существующая от него (прихода) независимо. Святейших Патриарх (согласно уставу) является непосредственным попечителем Братства.
  • Отношение к другим кружкам
    К Церкви Вселенской, РПЦ, Епархиям и т.п. Бр-во относится с «полной сыновней преданностью». К однородным организациям, то есть к другим братствам, приходам, союзам, кружкам — «помогая в достижении общих задач, но сохраняя свою независимость, так и независимость своих отделений»
  • Призыв братства
    Потрудитесь, братья, поищите и найдите вокруг себя много ревностных Божиих сынов. Если же вам трудно, то вы можете обратиться в Московское Братство ревнителей и проповедников православия
  • //
    Кто желает, приходите. Будем вместе молиться, изучать слово Божие, советоваться между собою обо всём, что должно интересовать православного христианина, будем помогать друг другу в устроении между собой подлинных братских отношений
Избранные главы из Устава братства
Устав бр-ва и другие его документы очень живые, практичные и даже смелые. Во всём этом видно активную инициативу людей. В то же время история Бр-ва очень коротка, хоть и были уже принесены определённые плоды (Братчики приглашались проповедовать в разные храмы Москвы). Но даже несмотря на такую активность мирян, Бр-во - Союз очень зависело от фигуры её руководителя, о чём свидетельствует факт прекращения его деятельность вместе с арестом отца Романа Медведя.
Москва, 2024