Соборные начала идеи всенародного покаяния на Всероссийском соборе 1917–18 годов.
О. В. Котов

КОНТЕКСТ
XIX век.
Возникновение идеи покаяния
  • А.С. Хомяков
1848

Не говорите: «То былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».

Нет, этот грех — он вечно с вами,
Он в ваших жилах и крови́,
Он сросся с вашими сердцами —
Сердцами, мёртвыми к любви.
1853

Соборность — «единство свободное
и органическое, живое начало которого есть божественная благодать взаимной любви»
КОНТЕКСТ
Впоследствии мысль славянофилов была воспринята как в среде интеллигенции, так и в церковной среде
  • Ф.М. Достоевский

    / 1878

    «Всякий человек за всех и за вся виноват, помимо своих грехов»...

  • св. Иоанн Кронштадтский

    / 1871

    «Нужно нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние»

XX век
_______________________________________________
Движени идеи
Идеи славянофилов распространились настолько широко,
что все коммюнотарные движения так или иначе обращались
к их опыту
  • Н. А. Бердяев / 1905

    Кружок ищущих христианского
    просвещения

    «К новому сознанию мы можем перейти лишь через покаяние

    и самообличение»

  • С. Н. Булгаков / 1905

    Кружок ищущих христианского

    просвещения

    «годы общественного упадка окажутся вместе с тем и годами спасительного покаяния, в котором возродятся силы духовные и воспитаются новые люди, новые работники на русской ниве»

  • В.П. Свенцицкий / 1905

    Христианское братство борьбы

    «Церковь должна властно и дерзновенно возвысить свой голос

    и призвать сынов своих к покаянию»

  • П.А. Флоренский / 1905

    Христианское братство борьбы

    «пастыри забыли своё дело, если

    не призывают всех к покаянию»

  • архиеп. Антоний (Храповицкий)

    / 1906

Предсоборное присутствие
«нам подобает не горделивый взгляд
на церковные каноны, как на пережиток старины,
но взгляд уповательный, исполненный сокрушенного покаяния»
  • архим. Илларион

    (Троицкий)

    / 1914

«Чем искупить грехи?

Всенародным покаянием,

всенародным подвигом и страданием»

  • архим. Арсений (Жадановский)
    / 1914
Братство святителей московских
«Прости же нам, дорогая наша отчизна, наш родной край, эти наши необозримые леса и широкие поля, дающія нам приволье и славу. Прости нам наш родной Державный Царь-батюшка. <...> Прости намъ св. вера, Церковь Православная, наша св. мать!»
  • СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

    / 1905

    «все сыны Отечества <...> должны

    бы явить горячую веру в Бога, излить пламенные молитвы ко Господу, омыть грехи свои слезами покаяния»

  • СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

    / 1917

    «Воспрянь же, Русь, духом своим

    в покаянии своем, любовью своею

    в братстве своем, силою своею —

    в труде твоем»

  • Н.Н. Неплюев
    / 1906
Крестовоздвиженское братство
«Не реформы, а всенародное покаяние и принятие программы социального преображения жизни должно стать главным делом Собора»
Н. Н. Неплюев (1906)
ПОМЕСТНЫЙ СОБОР
1917–1918 гг.
  • иер. Александр Секундов / 1917
Крестовоздвиженское братство
... мы ждем от святого Собора призыва
ко всенародному покаянию

«Мы жаждем не того мрачного покаяния, которое рождается в испуганном сердце в минуты ожидаемой кары, а той глубокой самопроверки, при которой мы поймем свои ошибки, поймем великий грех отвержения любви и правды Божией и с бодрой радостью пойдем на зов Отца Небесного, смиренно прося Его мудрого руководства.


Пусть этот призыв к покаянию прозвучит мощно, как колокол, зовущий во храм преображения. Мы верим, что он не останется неуслышанным, что много исстрадавшихся душ с мольбой обратятся к Тому, Кто может не только усмирить бушующее море злобы людской, но и водворить в душах и жизни людей Свое Царство любви, мира и радости о Духе Святом.»



  • проф. С. Н. Булгаков

    / 1917

    «Покайтесь же и сотворите плоды покаяния! Оставьте безумную и нече­стивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия!»

  • кн. Е.Н. Трубецкой

    / 1917

    «Очнитесь, опомнитесь, встаньте

    за Россию... Покайтесь и сотворите достойные плоды покаяния»

  • протопресв. Н. Любимов

    / 1917

    «собралась бы вся верующая Москва и совершила слезное покаянное моление пред мощами святителя Ермогена за то, что в нашей среде возможны такие явления»

  • протопресв. Г. Шавельский

    / 1917

    «Идите, братья, спасать! К Богу,

    к молитве, к покаянию, к труду,

    к братской любви и про­щению друг друга, к жертвам, к подвигам!»

  • прот. К. Аггеев

    / 1918

    «Где же были мы, деятели Церкви,

    в то время, когда «развращали русскую душу?» <...> Никогда не было так необходимо для нас покаянное сознание, как сейчас.»

  • прот. Петр Миртов

    / 1917–1918

    «да побудит <Собор>
    к действительному покаянию

    все живые силы русского народа»

  • прот. Иоанн Восторгов

    / 1918

    «Народ совершил грех... А грех требует искупления и покаяния.

    А для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва»

  • Н. Д. Кузнецов

    / 1918

    автор брошюры «Покаяние — потребность нашего времени»

Движени идеи
Развитие идеи всенародного
покаяния на Соборе.
политические события
и «ответ» Собора
17 (30) августа 1917 года
17 (30) августа 1917 года
Напутствие от Крестовоздвиженского братства
На открытии Собора звучит напутствие к нему от Крестовоздвиженского братства, о необходимости призыва ко всенародному покаянию, таким образом инициируя соборную мысль в этом направлении.
17 (30) августа 1917 года
17 (30) августа 1917 года
Покаяние — это молитва
Собор продолжает мысль о покаянии и устанавливает дату всенародного покаянного моления и далее последовательно начинает выпускать покаянные воззвания к народу
сентябрь
1917 года
сентябрь
1917 года
Собор призывал к покаянию народ
в начале своей работы, Собор не видел себя главным актором народного покаяния, отчуждая в своем сознании себя от народа.
14 (27) сентября 1917 года
14 (27) сентября 1917 года
Всероссийское покаянное моление
сентябрь
1917 года
сентябрь
1917 года
Систематизация этапов совершения всенародного покаяния
1) признание греха, молитва, действие,
2) очищение себя постом,
3) наполнение храмов молящимися, возгорание сердца любовью Христовой,
4) «дело любви» к «многострадальной, измученной России»

Однако складывающаяся на Соборе мысль о всенародном покаянии не была никак программно зафиксирована.
осквернение мощей свт. Ермогена
осквернение мощей свт. Ермогена
20 октября (2 ноября) 1917 года
24 октября
(6 ноября)
1917 года


24 октября
(6 ноября)
1917 года


Большевистский переворот в Петрограде

Многотысячное покаянное моление в Москве
Изменение качества соборности на Соборе.
  • прот. Терентий Тодорович / ноябрь 1917

«Но разве этих начал соборности не было и нет в нашей церковной жизни? Ведь были же епархиальные съезды, коллегиальные консистории и другие учреждения,

(1) иногда и с выборным началом?


Да, были, но (2) горе в том, что не было тех нравственных основ любви, доверия и уважения между элементами церковного тела, без которых невозможно устроение церковно-общественной жизни, без которых всякое христианское учреждение мертво.

...

(3) Нужна та органическая соборность между членами Церкви, лучший образец которой представляет семья, в которой воля отца не внешне навязывается взрослым детям, не под угрозой, но принимается ими после взаимного обсуждения, дороже и охотнее исполняется детьми.

Я ждал, что к этому вопросу подойдут на московском Всероссийском съезде духовенства и мирян, но не дождался.

(4) Все надежды были на Собор. Здесь, мне казалось, зажигается этот огонь любви и единения между архипастырями и пастырями.

...

Был трогательный момент: Собор призывал 14 сентября верующую Россию к покаянию. Я ждал <...> чтобы (5) нам, членам Собора, слиться со всем народом в покаянии вместе: мы все грешны — епископы, клирики, народ, грешны пред Богом за свою Церковь, за умаление ее, за ее раны! Но и этот момент прошел, не захватив нас, как членов Церкви, сознанием необходимости покаянных чувств. Но я еще хочу верить, что путь церковно-христианских переживаний приведет нас к благодатному моменту покаяния, примирения и деятельной любви отца архипастыря к своим детям — пастырям и пасомым — и взаимно. »

  • архиеп. Евлогий (Георгиевский) / 1917 /

«в эти кровавые дни в Соборе произошла большая перемена. Мелкие человеческие страсти стихли, враждебные пререкания смолкли, отчужденность изгладилась <...>

Собор, поначалу напоминавший парламент,

начал преображаться в подлинный “Церковный Собор”, в органическое церковное целое, объединенное одним волеустремлением — ко благу Церкви»

3 типа соборности
в дискуссиях Собора
  • «демократическая»


    участие мирян в церковном управлении

  • «епископская»


    обеспечивается собором епископов

  • «харизматическая»


    основана на дарах,

    в управлении сохраняется единство тела и принцип епископской власти

Убийство прот.
Иоанна Кочурова,
Расстрел Кремля,
поражение юнкеров
.
Убийство прот.
Иоанна Кочурова,
Расстрел Кремля,
поражение юнкеров
.
ноябрь 1917 года
ноябрь
1917 года
ноябрь
1917 года
Покаяние должно начаться с церкви
С появлением первых мучеников пострадавших за веру, Собор приходит к мысли о первенстве церкви в деле всенародного покаяния.
декабрь 1917 года
декабрь 1917 года
Покаяние Собора, возникновение
«церковного возрождения»
соборяне организуют проповедническое церковное движение, появлется идея «благовестнических братств» и народ радостно откликается на эти инициативы, современники фиксируют широкое «церковное возрождение»
Декрет об отделении
церкви от государства
Декрет об отделении
церкви от государства
2 февраля 1918 года
3, 10 февраля 1918 года
3, 10 февраля 1918 года
Миллионные крестные ходы
4 февраля
1918 года
4 февраля
1918 года
Мысли о покаянии
в клятвопреступлении
не восприняты Собором
На Соборе также появляются мысли
о клятвопреступлении царю, о сравнении царя-помазанника с земным образом Царя-искупителя Христа, однако это направление мысли не было воспринято Собором.
Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
7 февраля 1918 года
февраль–март 1918 года
февраль–март 1918 года
Мученичество как шаг
ко всенародному покаянию
После начала открытых гонений со стороны власти, Собор настраивался самому стать искупительной жертвой и начал звать церковь к подвигу мученичества, надеясь, что это станет точкой с которой начнется широкое народное покаяние. Так идея покаяния напрямую связалась с памятью новых мучеников и исповедников.
май–июнь
1918 года
май–июнь
1918 года
Широкая церковная миссия
«Всероссийский Совет приходских общин» объединил «все местные церковные силы». Члены Собора наделялись полномочиями «помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви». Устанавливался день памяти «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Расстрел

царской семьи

Расстрел

царской семьи

16–17 июля 1918 года
19 июля
1918 года
19 июля
1918 года
Панихида по царю,
покаянный призыв патр. Тихона
15–18 августа
1918 года
15–18 августа
1918 года
«Дни всенародного покаяния»
После расстрела царской семьи и изъятие всей церковной собственности в Кремле, Собор преимущественнее отреагировав на второе событие, вводит в церковную практику «дни всенародного покаяния», составляя к этим дням особый чин и патриаршее воззвание, призывающее членов церкви брать на себя подвиг покаяния за врагов, начинающийся с себя.
составители чина
Чин дней всенародного покаяния
  • прот. П.Н. Лахостский
    / 1918
  • П. И. Астров
    / 1918
  • П. Б. Мансуров
    / 1918
  • патриарх
    Тихон (Беллавин)
    / 1918
Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез
1917–1918
Итоги развития идеи на
Всероссийском Соборе 1917–1918 гг.
«Если бы продлить эту общественную молитву, то было бы не несколько тысяч говеющих, как это было теперь, а, может быть, сотни тысяч. Духовному злу, обнаруживающе­муся в настоящее время в гонениях на Церковь, должна быть противопоставлена духовная сила. Вот почему общественная молитва должна быть повторена и не в продолжение двух дней, а гораздо большего времени. Это приведет к тому, что покаянием очистится душа русского народа, откроются его духовные очи, и он оценит значение и силу духовных сокровищ святой православной веры, единой спасавшей русский народ и спасшей его при обновлении его духа»

Прот. Петр Миртов
член Соборного совета,
член Братства ревнителей церковного обновления
1918–1920
Традиция дней
всенародного покаяния
После остановки работы пленарной части Собора,
дни покаяния проводились в Москве и Петербурге в 1918–1919 годах,
а также — на территориях, занятых Белой армией.
Санкт-Петербург, Крестовоздвижение 1918 г.
Митр. Вениамин (Казанский) проводит дни покаяния в Петербурге.
Москва,
1919 г.

Молитвы из Чина дней всенародного покаяния вводятся в регулярное богослужение. Издается брошюра о всенародном покаянии для общецерковного распространения.
Омск,
сентябрь 1919 г.

День всенародного покаяния, организованный Сибирским ВВЦУ
Крым, Крестовоздвижение 1920 г.
Дни покаяния на Белом юге России, инициированные ВВЦУ ЮВР
Основной формой воплощения идеи
общенародного покаяния для большинства соборян оставалась
литургическая форма, которая выразилась
в Днях всенародного покаяния
1) Специально составленный чин
2) Посты и крестные ходы.

На Соборе звучали предложения о всенародном покаянном действии возрождении церковного учительства, которое сможет обратиться к «народной совести», о создании «благовестнических братств»,
что отчасти было воплощено в жизнь самими соборянами.
В развитии идеи выделяются
3 условных этапа:
1
покаяние
вменяемое
призыв к покаянию отдельных групп или
слоев церкви и общества,
поиск виновных
в катастрофе
2
покаяние совместное
переживание общности
в результате покаянного действия,
покаянное моление
на Крестовоздвижение
и молитва у раки
свт. Ермогена
3
покаяние
ходатайственное
принятие церковью
на себя ответственность
за виновных, принесение себя в жертву, переход
к церкви мученической
Благодарю
за внимание!
Подписывайтесь на телеграм-канал
«Покаяние для всех»