Ф.М. Достоевский
/ 1878
«Всякий человек за всех и за вся виноват, помимо своих грехов»...
св. Иоанн Кронштадтский
/ 1871
«Нужно нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние»
Н. А. Бердяев / 1905
«К новому сознанию мы можем перейти лишь через покаяние
и самообличение»
С. Н. Булгаков / 1905
Кружок ищущих христианского
просвещения
«годы общественного упадка окажутся вместе с тем и годами спасительного покаяния, в котором возродятся силы духовные и воспитаются новые люди, новые работники на русской ниве»
В.П. Свенцицкий / 1905
«Церковь должна властно и дерзновенно возвысить свой голос
и призвать сынов своих к покаянию»
П.А. Флоренский / 1905
Христианское братство борьбы
«пастыри забыли своё дело, если
не призывают всех к покаянию»
архиеп. Антоний (Храповицкий)
/ 1906
архим. Илларион
(Троицкий)
/ 1914
«Чем искупить грехи?
Всенародным покаянием,
всенародным подвигом и страданием»
СВЯТЕЙШИЙ СИНОД
/ 1905
«все сыны Отечества <...> должны
бы явить горячую веру в Бога, излить пламенные молитвы ко Господу, омыть грехи свои слезами покаяния»
СВЯТЕЙШИЙ СИНОД
/ 1917
«Воспрянь же, Русь, духом своим
в покаянии своем, любовью своею
в братстве своем, силою своею —
в труде твоем»
«Мы жаждем не того мрачного покаяния, которое рождается в испуганном сердце в минуты ожидаемой кары, а той глубокой самопроверки, при которой мы поймем свои ошибки, поймем великий грех отвержения любви и правды Божией и с бодрой радостью пойдем на зов Отца Небесного, смиренно прося Его мудрого руководства.
Пусть этот призыв к покаянию прозвучит мощно, как колокол, зовущий во храм преображения. Мы верим, что он не останется неуслышанным, что много исстрадавшихся душ с мольбой обратятся к Тому, Кто может не только усмирить бушующее море злобы людской, но и водворить в душах и жизни людей Свое Царство любви, мира и радости о Духе Святом.»
проф. С. Н. Булгаков
/ 1917
«Покайтесь же и сотворите плоды покаяния! Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия!»
кн. Е.Н. Трубецкой
/ 1917
«Очнитесь, опомнитесь, встаньте
за Россию... Покайтесь и сотворите достойные плоды покаяния»
протопресв. Н. Любимов
/ 1917
«собралась бы вся верующая Москва и совершила слезное покаянное моление пред мощами святителя Ермогена за то, что в нашей среде возможны такие явления»
протопресв. Г. Шавельский
/ 1917
«Идите, братья, спасать! К Богу,
к молитве, к покаянию, к труду,
к братской любви и прощению друг друга, к жертвам, к подвигам!»
прот. К. Аггеев
/ 1918
«Где же были мы, деятели Церкви,
в то время, когда «развращали русскую душу?» <...> Никогда не было так необходимо для нас покаянное сознание, как сейчас.»
прот. Петр Миртов
/ 1917–1918
все живые силы русского народа»
прот. Иоанн Восторгов
/ 1918
«Народ совершил грех... А грех требует искупления и покаяния.
А для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва»
Н. Д. Кузнецов
/ 1918
автор брошюры «Покаяние — потребность нашего времени»
Большевистский переворот в Петрограде
Многотысячное покаянное моление в Москве«Но разве этих начал соборности не было и нет в нашей церковной жизни? Ведь были же епархиальные съезды, коллегиальные консистории и другие учреждения,
(1) иногда и с выборным началом?
Да, были, но (2) горе в том, что не было тех нравственных основ любви, доверия и уважения между элементами церковного тела, без которых невозможно устроение церковно-общественной жизни, без которых всякое христианское учреждение мертво.
...
(3) Нужна та органическая соборность между членами Церкви, лучший образец которой представляет семья, в которой воля отца не внешне навязывается взрослым детям, не под угрозой, но принимается ими после взаимного обсуждения, дороже и охотнее исполняется детьми.
Я ждал, что к этому вопросу подойдут на московском Всероссийском съезде духовенства и мирян, но не дождался.
(4) Все надежды были на Собор. Здесь, мне казалось, зажигается этот огонь любви и единения между архипастырями и пастырями.
...Был трогательный момент: Собор призывал 14 сентября верующую Россию к покаянию. Я ждал <...> чтобы (5) нам, членам Собора, слиться со всем народом в покаянии вместе: мы все грешны — епископы, клирики, народ, грешны пред Богом за свою Церковь, за умаление ее, за ее раны! Но и этот момент прошел, не захватив нас, как членов Церкви, сознанием необходимости покаянных чувств. Но я еще хочу верить, что путь церковно-христианских переживаний приведет нас к благодатному моменту покаяния, примирения и деятельной любви отца архипастыря к своим детям — пастырям и пасомым — и взаимно. »
«в эти кровавые дни в Соборе произошла большая перемена. Мелкие человеческие страсти стихли, враждебные пререкания смолкли, отчужденность изгладилась <...>
Собор, поначалу напоминавший парламент,
начал преображаться в подлинный “Церковный Собор”, в органическое церковное целое, объединенное одним волеустремлением — ко благу Церкви»
«демократическая»
участие мирян в церковном управлении
«епископская»
обеспечивается собором епископов
«харизматическая»
основана на дарах,
в управлении сохраняется единство тела и принцип епископской власти
Расстрел
царской семьи
Расстрел
царской семьи