Вопрос общественного
и церковного покаяния
на Всероссийском соборе
1917–1918 годов и современные представления.
О. В. Котов

XX век
_______________________________________________
Особенности идеи
в предсоборное время

Русско-японская война и революция

1905–1907 годов стимулировали идею всенародного покаяния:

  • Синод призвал

    к покаянию разные слои общества.

  • «Группа 32-х» священников инициировала дискуссию о созыве Поместного Собора

  • Программу покаяния интеллигенции предложили С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев

    и В. П. Свенцицкий

~

Можно отметить сложившуюся до Собора традицию покаянных воззваний в церкви. Всенародность в которых понималась по-разному:

  • 1. Как масштабность призыва
    ко всем представителям народа
  • 2. Как совокупность действий каждого участвующего в этом
  • 3. Как обращение к народу,
    к соединяющей его общности
~
Оценка идеи Всенародного покаяния
  • Возможности
    Идея обладает большим потенциалом,
    чем теории национализма
  • Мистификации
    В настоящее время данную идею используют
    в различного рода мистификациях
Наиболее разработанное представление о всенародном покаянии в пресоборный период
    Николай Николаевич Неплюев
    Особенности идеи
    Николая Николаевича Неплюева
    и Крестовоздвиженского братства
    • Обращение к разным сословиям и группам населения

    • Представление о деятельном аспекте всенародного покаяния помимо молитвенного

    • Для призывающего

      к покаянию необходимо прежде всего обратить этот призыв к себе

    «Не реформы, а всенародное покаяние и принятие программы социального преображения жизни должно стать главным делом Собора»
    Н. Н. Неплюев (1906)
    ПОМЕСТНЫЙ СОБОР
    1917–1918 гг.
    Священник Александр Секундов
    Мы истомились в хаосе лжи и зла;
    мы ждем от святого Собора призыва
    ко всенародному покаянию

    «Мы жаждем не того мрачного покаяния, которое рождается в испуганном сердце в минуты ожидаемой кары, а той глубокой самопроверки, при которой мы поймем свои ошибки, поймем великий грех отвержения любви и правды Божией и с бодрой радостью пойдем на зов Отца Небесного, смиренно прося Его мудрого руководства.


    Пусть этот призыв к покаянию прозвучит мощно, как колокол, зовущий во храм преображения. Мы верим, что он не останется неуслышанным, что много исстрадавшихся душ с мольбой обратятся к Тому, Кто может не только усмирить бушующее море злобы людской, но и водворить в душах и жизни людей Свое Царство любви, мира и радости о Духе Святом.»



    ИСТОЧНИКИ
    • корпус Деяний Поместного собора

      Деяния Поместного собора 1917–1918 годов

      + Сборники документов Собора

    • архивная работа в ГАРФ, РГИА и РГБ

      в ходе которой удалось обнаружить полный

      «Чин дней всенародного покаяния», разработанный Собором, ранее не опубликованный. В данной работе он публикуется целиком в Приложении 1

    • Периодика

      «Церковные ведомости», «Церковно-общественный вестник», «Московские церковные ведомости», «Московский церковный голос», и т.д.

    • Воспоминания и дневниковые записи

      Участников собора. Сочинения Н. Н. Неплюева

    Развитие покаянной мысли Собора
    политические события
    и «ответ» Собора
    17 (30) августа 1917 года
    17 (30) августа 1917 года
    Напутствие от Крестовоздвиженского братства
    На открытии Собора звучит напутствие к нему от Крестовоздвиженского братства, о необходимости призыва ко всенародному покаянию, таким образом инициируя соборную мысль в этом направлении.
    17 (30) августа 1917 года
    17 (30) августа 1917 года
    Покаяние — это молитва
    Собор продолжает мысль о покаянии и устанавливает дату всенародного покаянного моления и далее последовательно начинает выпускать покаянные воззвания к народу
    сентябрь
    1917 года
    сентябрь
    1917 года
    Собор призывал к покаянию народ
    в начале своей работы, Собор не видел себя главным актором народного покаяния, отчуждая в своем сознании себя от народа.
    14 (27) сентября 1917 года
    14 (27) сентября 1917 года
    Всероссийское покаянное моление
    сентябрь
    1917 года
    сентябрь
    1917 года
    Систематизация этапов совершения всенародного покаяния
    1) признание греха, молитва, действие,
    2) очищение себя постом,
    3) наполнение храмов молящимися, возгорание сердца любовью Христовой,
    4) «дело любви» к «многострадальной, измученной России»

    Однако складывающаяся на Соборе мысль о всенародном покаянии не была никак программно зафиксирована.
    осквернение мощей свт. Ермогена
    осквернение мощей свт. Ермогена
    20 октября (2 ноября) 1917 года
    24 октября
    (6 ноября)
    1917 года


    24 октября
    (6 ноября)
    1917 года


    Большевистский переворот в Петрограде

    Многотысячное покаянное моление в Москве
    Убийство прот.
    Иоанна Кочурова,
    Расстрел Кремля,
    поражение юнкеров
    .
    Убийство прот.
    Иоанна Кочурова,
    Расстрел Кремля,
    поражение юнкеров
    .
    ноябрь 1917 года
    ноябрь
    1917 года
    ноябрь
    1917 года
    Покаяние должно начаться с церкви
    С появлением первых мучеников пострадавших за веру, Собор приходит к мысли о первенстве церкви в деле всенародного покаяния.
    декабрь 1917 года
    декабрь 1917 года
    Покаяние Собора, возникновение
    «церковного возрождения»
    соборяне организуют проповедническое церковное движение, появлется идея «благовестнических братств» и народ радостно откликается на эти инициативы, современники фиксируют широкое «церковное возрождение»
    Декрет об отделении
    церкви от государства
    Декрет об отделении
    церкви от государства
    2 февраля 1918 года
    3, 10 февраля 1918 года
    3, 10 февраля 1918 года
    Миллионные крестные ходы
    4 февраля
    1918 года
    4 февраля
    1918 года
    Мысли о покаянии
    в клятвопреступлении
    не восприняты Собором
    На Соборе также появляются мысли
    о клятвопреступлении царю, о сравнении царя-помазанника с земным образом Царя-искупителя Христа, однако это направление мысли не было воспринято Собором.
    Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
    Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
    7 февраля 1918 года
    февраль–март 1918 года
    февраль–март 1918 года
    Мученичество как шаг
    ко всенародному покаянию
    После начала открытых гонений со стороны власти, Собор настраивался самому стать искупительной жертвой и начал звать церковь к подвигу мученичества, надеясь, что это станет точкой с которой начнется широкое народное покаяние. Так идея покаяния напрямую связалась с памятью новых мучеников и исповедников.
    май–июнь
    1918 года
    май–июнь
    1918 года
    Широкая церковная миссия
    «Всероссийский Совет приходских общин» объединил «все местные церковные силы». Члены Собора наделялись полномочиями «помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви». Устанавливался день памяти «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».
    Расстрел
    царской семьи
    Расстрел
    царской семьи
    16–17 июля 1918 года
    19 июля
    1918 года
    19 июля
    1918 года
    Панихида по царю,
    покаянный призыв патр. Тихона
    15–18 августа
    1918 года
    15–18 августа
    1918 года
    «Дни всенародного покаяния»
    После расстрела царской семьи и изъятие всей церковной собственности в Кремле, Собор преимущественнее отреагировав на второе событие, вводит в церковную практику «дни всенародного покаяния», составляя к этим дням особый чин и патриаршее воззвание, призывающее членов церкви брать на себя подвиг покаяния за врагов, начинающийся с себя.
    Послание патриарха Тихона
    ко Дням всенародного покаяния
    Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез.
    «Грех — тяжкий, нераскаянный грех — вызвал сатану из бездны, изрыгающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь. О, кто даст очам нашим источники слез, чтобы оплакать все бедствия, порожденные нашими всенародными грехами и беззакониями, — помрачение славы и красоты нашего Отечества, обнищание земли, оскудение духа, разорение градов и весей, и поругание храмов и святынь, и все это потрясающее самоистребление великого народа, которое сделало его ужасом и позором для всего мира. Где же ты, некогда могучий и державный, русский православный народ? Неужели ты совсем изжил свою силу? Как исполин, ты, великодушный и радостный, совершал свой великий указанный тебе свыше путь, благовествуя всем мир, любовь и правду. <...> Плачьте же, дорогие братие и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего Отечества, пока оно не погибло до конца. Плачьте о себе самих и о тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез. Богатые и бедные, ученые и простецы, старцы и юноши, девы, младенцы, соединитесь все вместе, облекитесь, подобно Ниневитянам, во вретище и умоляйте милосердие Божие о помиловании и спасении России.»
    Итоги развития идеи на
    Всероссийском соборе 1917–1918 годов
    «Если бы продлить эту общественную молитву, то было бы не несколько тысяч говеющих, как это было теперь,
    а, может быть, сотни тысяч. Духовному злу, обнаруживающе­муся в настоящее время в гонениях на Церковь, должна быть противопоставлена духовная сила. Вот почему общественная молитва должна быть повторена и не в продолжение двух дней, а гораздо большего времени. Это приведет к тому, что покаянием очистится душа русского народа, откроются его духовные очи, и он оценит значение и силу духовных сокровищ святой православной веры, единой спасавшей русский народ и спасшей его при обновлении его духа»

    Прот. Петр Миртов
    член Соборного совета,
    член Братства ревнителей церковного обновления
    1918—1920 годы
    Традиция дней
    всенародного покаяния
    После остановки работы пленарной части Собора,
    дни покаяния проводились в Москве и Петербурге в 1918–1919 годах,
    а также — на территориях, занятых Белой армией.

    Санкт-Петербург, Крестовоздвижение 1918 года
    Митр. Вениамин (Казанский) проводит дни покаяния в Петербурге.
    Москва, 1919 год
    Молитвы из Чина дней всенародного покаяния вводятся в регулярное богослужение. Издается брошюра о всенародном покаянии для общецерковного распространения.
    Омск, сентябрь 1919 года
    День всенародного покаяния, организованный Сибирским ВВЦУ
    Крым, Крестовоздвижение 1920 года
    Дни покаяния на Белом юге России, инициированные ВВЦУ ЮВР
    Основной формой воплощения идеи
    общенародного покаяния для большинства соборян оставалась
    литургическая форма, которая выразилась
    в Днях всенародного покаяния
    Специально составленный чин / Посты и крестные ходы.

    На Соборе звучали предложения о всенародном покаянном действии
    и возрождении церковного учительства, которое сможет обратиться
    к «народной совести», о создании «благовестнических братств»,
    что отчасти было воплощено в жизнь самими соборянами.
    В развитии идеи выделяются
    3 условных этапа:
    • покаяние
      вменяемое

      призыв к покаянию отдельных
      групп или слоев церкви и общества,
      поиск виновных в катастрофе
    • покаяние
      совместное

      переживание общности в результате покаянного действия, покаянное моление на Крестовоздвижение и молитва у раки свт. Ермогена
    • покаяние ходатайственное

      принятие церковью на себя ответственность за виновных, принесение себя в жертву, переход к церкви мученической
    Русская эмиграция
    1927—2007 годы
    Традиция дней покаяния
    в зарубежной церкви
    Так появился «День скорби
    и непримиримости»
    В русской эмиграции складывается устойчивая традиция дней скорби.
    Один из них был приурочен к 7 ноября, другой — к дню расстрела царской семьи 4–17 июля. Традицию особых покаянных дней, посвященных трагедии, разделивший народ, ввёл в 1927 г. митр. Антоний (Храповицкий). После реакции на печально известную «Декларацию», в 10-летие большевистского переворота, он призвал русскую эмиграцию к молитвенному поминовению «в тяжелую годовщину нашей печали» всех павших от «крамолы» «за Веру, Царя и Отечество» — так появился «День скорби и непримиримости».

    «В наше время русские люди не устояли в том своем предназначении, попрали божеские законы, низверглись в бездну падения, допустив взять власть над Русской землей, некогда святой и благочестивой, безбожникам и гонителям Христовой веры, совершиться безчисленным злодеяниям и даже допустив убийство Помазанника Божия, Православного Царя, вместе с Его кротким христианским семейством». Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, состоявшийся в Соединенных Штатах Америки осенью 1956 года,

    «Единственная надежда наша не в том, что будет у нас земной царь или пре­зидент, — как угодно его назовите, — а в том, чтобы был Небесный Царь — Христос: в Нем одном нужно искать спасения».

    Проф. П.М. Громогласов
    Современность
    Чин покаяния в селе ТайнинскоЕ с 2001 года

    «Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим нераскаян. Будучи преступлением и Божественного, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании…».

    из послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода к 75-летию убиения Царской Семьи.

    1. Господи, прости и помилуй нас за нарушение Соборной клятвы на верность Богу и Царствующему дому Романовых до скончания века, данной русским народом в 1613 году.

    ...

    4. Господи, прости и помилуй нас за непротивление и поддержку привилегированными слоями населения реформ Петра I, который после междоусобной борьбы за власть среди детей благочестивого царя Алексия Михайловича вступил на русский престол и стал насаждать оккультный экуменизм, благодаря чему через «прорубленное окно в Европу» хлынул в Россию мутный поток злейших врагов веры и Отечества – сатанистов-масонов, слившийся с потомками уцелевших от рук благочестивых царей Иоанна Грозного и его отца Василия III жидовствующих еретиков. Они то и стали вместе с Нарышкиными основателями рода сатанинского – пятой колонны в России, борющейся против нее и Церкви изнутри в последние века и подогревавшей антимонархические настроения в русском народе.

    5. Господи, прости и помилуй нас за народные мятежи и бунты, за убийства православных царей, за участие в неудавшемся антигосударственном, антихристовом перевороте с целью свержения богоустановленной царской власти в декабре 1825 года, который впоследствии привел к революциям в России, свержению и убийству царя Николая II и погибели Святой Руси.

    ...

    13. Господи, прости и помилуй нас за противление священнослужителей прославлению Святых Царственных Великомучеников и других угодников Божиих, за недостаточное и половинчатое прославление Царственных Великомучеников царя Николая II, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии в лике одних лишь «страстотерпцев», что обезличивает и умаляет достоинство их великого жертвенного подвига.

    14. Господи, прости и помилуй нас за навязывание и «благословение» священнослужителями принятия верующими ИНН, новых паспортов, карточек и прочих сатанинских документов, введение в соблазн и обман своей паствы, за присвоение ИНН храмам и монастырям и включение их через это в глобализационную антихристову систему, за противление и неучастие священнослужителей в Соборном всенародном покаянии за грехи русского народа.

    ...

    28. Господи, прости и помилуй нас за безответственное участие в выборах, за то, что уповали не на Бога и помощь Божию, а надеялись на правителей и политиков мира сего, не молились о спасении Святой Руси и даровании нашему народу царя — Помазанника Божия, не приносили покаяние за тяжкие грехи богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, доселе тяготеющие над нами и над народом нашим; за противление всеобщему и всенародному покаянию.


    ~
    МОЛИТВА ПАМЯТИ с 2010 года

    «Покаяние — понятие не только церковное, это опыт, который внутренне запечатлен в каждом человеке, даже если он совершенно неверующий. Он может иначе это называть, может не знать, что при этом надо обращаться в первую очередь к Богу. Но есть и покаяние друг перед другом. Люди могут покаяться перед всеми. И как раз дело совести человека — уметь каяться не только внутри себя, но и просить прощения у других». священник Георгий Кочетков

    Когда-то в XVII веке русский царь Алексей Михайлович каялся за своих предков — за тяжкие грехи и преступления против порядка и правды царя Ивана Грозного. Сейчас нет у нас такого царя, и поэтому все русские люди теперь обязаны почувствовать себя представителями и послами всего русского народа, всей русской страны и русской земли. Теперь каждый русский человек должен принести покаяние за себя и своих предков, даже если они жили давно и прямо не являются родными ему по плоти. У нас одна история, одна судьба, одна жизнь пред Богом и людьми, пред судом своей совести и своей веры, надежды и любви!

    По русскому православному обычаю покаяние всегда надо начинать с себя, поэтому и я, как русский человек, который знает и помнит своих предков вплоть до XIII века, сегодня хочу положить начало благое и принести покаяние перед Богом и людьми за весь русский народ, ибо я за него готов отвечать! Кто здесь и сейчас захочет присоединиться — присоединяйтесь!

    Благодарю за внимание!
    Подписывайтесь на телеграм-канал
    «Покаяние для всех»