Русско-японская война и революция
1905–1907 годов стимулировали идею всенародного покаяния:
Синод призвал
к покаянию разные слои общества.
«Группа 32-х» священников инициировала дискуссию о созыве Поместного Собора
Программу покаяния интеллигенции предложили С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев
и В. П. Свенцицкий
Можно отметить сложившуюся до Собора традицию покаянных воззваний в церкви. Всенародность в которых понималась по-разному:
Обращение к разным сословиям и группам населения
Представление о деятельном аспекте всенародного покаяния помимо молитвенного
Для призывающего
к покаянию необходимо прежде всего обратить этот призыв к себе
«Мы жаждем не того мрачного покаяния, которое рождается в испуганном сердце в минуты ожидаемой кары, а той глубокой самопроверки, при которой мы поймем свои ошибки, поймем великий грех отвержения любви и правды Божией и с бодрой радостью пойдем на зов Отца Небесного, смиренно прося Его мудрого руководства.
Пусть этот призыв к покаянию прозвучит мощно, как колокол, зовущий во храм преображения. Мы верим, что он не останется неуслышанным, что много исстрадавшихся душ с мольбой обратятся к Тому, Кто может не только усмирить бушующее море злобы людской, но и водворить в душах и жизни людей Свое Царство любви, мира и радости о Духе Святом.»
корпус Деяний Поместного собора
Деяния Поместного собора 1917–1918 годов
+ Сборники документов Собора
архивная работа в ГАРФ, РГИА и РГБ
в ходе которой удалось обнаружить полный
«Чин дней всенародного покаяния», разработанный Собором, ранее не опубликованный. В данной работе он публикуется целиком в Приложении 1
Периодика
«Церковные ведомости», «Церковно-общественный вестник», «Московские церковные ведомости», «Московский церковный голос», и т.д.
Воспоминания и дневниковые записи
Участников собора. Сочинения Н. Н. Неплюева
Большевистский переворот в Петрограде
Многотысячное покаянное моление в Москве«В наше время русские люди не устояли в том своем предназначении, попрали божеские законы, низверглись в бездну падения, допустив взять власть над Русской землей, некогда святой и благочестивой, безбожникам и гонителям Христовой веры, совершиться безчисленным злодеяниям и даже допустив убийство Помазанника Божия, Православного Царя, вместе с Его кротким христианским семейством». Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, состоявшийся в Соединенных Штатах Америки осенью 1956 года,
«Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим нераскаян. Будучи преступлением и Божественного, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании…».
из послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода к 75-летию убиения Царской Семьи.
1. Господи, прости и помилуй нас за нарушение Соборной клятвы на верность Богу и Царствующему дому Романовых до скончания века, данной русским народом в 1613 году.
...
4. Господи, прости и помилуй нас за непротивление и поддержку привилегированными слоями населения реформ Петра I, который после междоусобной борьбы за власть среди детей благочестивого царя Алексия Михайловича вступил на русский престол и стал насаждать оккультный экуменизм, благодаря чему через «прорубленное окно в Европу» хлынул в Россию мутный поток злейших врагов веры и Отечества – сатанистов-масонов, слившийся с потомками уцелевших от рук благочестивых царей Иоанна Грозного и его отца Василия III жидовствующих еретиков. Они то и стали вместе с Нарышкиными основателями рода сатанинского – пятой колонны в России, борющейся против нее и Церкви изнутри в последние века и подогревавшей антимонархические настроения в русском народе.
5. Господи, прости и помилуй нас за народные мятежи и бунты, за убийства православных царей, за участие в неудавшемся антигосударственном, антихристовом перевороте с целью свержения богоустановленной царской власти в декабре 1825 года, который впоследствии привел к революциям в России, свержению и убийству царя Николая II и погибели Святой Руси.
...
13. Господи, прости и помилуй нас за противление священнослужителей прославлению Святых Царственных Великомучеников и других угодников Божиих, за недостаточное и половинчатое прославление Царственных Великомучеников царя Николая II, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии в лике одних лишь «страстотерпцев», что обезличивает и умаляет достоинство их великого жертвенного подвига.
14. Господи, прости и помилуй нас за навязывание и «благословение» священнослужителями принятия верующими ИНН, новых паспортов, карточек и прочих сатанинских документов, введение в соблазн и обман своей паствы, за присвоение ИНН храмам и монастырям и включение их через это в глобализационную антихристову систему, за противление и неучастие священнослужителей в Соборном всенародном покаянии за грехи русского народа.
...
28. Господи, прости и помилуй нас за безответственное участие в выборах, за то, что уповали не на Бога и помощь Божию, а надеялись на правителей и политиков мира сего, не молились о спасении Святой Руси и даровании нашему народу царя — Помазанника Божия, не приносили покаяние за тяжкие грехи богоотступничества, клятвопреступления и цареубийства, доселе тяготеющие над нами и над народом нашим; за противление всеобщему и всенародному покаянию.
«Покаяние — понятие не только церковное, это опыт, который внутренне запечатлен в каждом человеке, даже если он совершенно неверующий. Он может иначе это называть, может не знать, что при этом надо обращаться в первую очередь к Богу. Но есть и покаяние друг перед другом. Люди могут покаяться перед всеми. И как раз дело совести человека — уметь каяться не только внутри себя, но и просить прощения у других». священник Георгий Кочетков
Когда-то в XVII веке русский царь Алексей Михайлович каялся за своих предков — за тяжкие грехи и преступления против порядка и правды царя Ивана Грозного. Сейчас нет у нас такого царя, и поэтому все русские люди теперь обязаны почувствовать себя представителями и послами всего русского народа, всей русской страны и русской земли. Теперь каждый русский человек должен принести покаяние за себя и своих предков, даже если они жили давно и прямо не являются родными ему по плоти. У нас одна история, одна судьба, одна жизнь пред Богом и людьми, пред судом своей совести и своей веры, надежды и любви!
По русскому православному обычаю покаяние всегда надо начинать с себя, поэтому и я, как русский человек, который знает и помнит своих предков вплоть до XIII века, сегодня хочу положить начало благое и принести покаяние перед Богом и людьми за весь русский народ, ибо я за него готов отвечать! Кто здесь и сейчас захочет присоединиться — присоединяйтесь!