Идея всенародного покаяния: от дискуссий
и решений Всероссийского Собора 1917–1918 годов
к современным представлениям.
О. В. Котов

XX век
_______________________________________________

Русско-японская война и революция

1905–1907 годов стимулировали идею всенародного покаяния: Синод призвал

к покаянию разные слои общества,

а «группа 32-х» священников инициировала дискуссию о созыве Поместного Собора,

свои программы покаяния интеллигенции предложили С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев

и В. П. Свенцицкий.

«Не реформы, а всенародное покаяние и принятие программы социального преображения жизни должно стать главным делом Собора»
Н. Н. Неплюев (1906)
ПОМЕСТНЫЙ СОБОР
1917–1918 гг.
ИСТОЧНИКИ
  • корпус Деяний Поместного собора

    Деяния Поместного собора 1917–1918 годов

    + Сборники документов Собора

  • архивная работа в ГАРФ, РГИА и РГБ

    в ходе которой удалось обнаружить полный

    «Чин дней всенародного покаяния», разработанный Собором, ранее не опубликованный. В данной работе он публикуется целиком в Приложении 1

  • Периодика

    «Церковные ведомости», «Церковно-общественный вестник», «Московские церковные ведомости», «Московский церковный голос», и т.д.

  • Воспоминания и дневниковые записи

    Участников собора. Сочинения Н. Н. Неплюева

Развитие покаянной мысли Собора
политические события
и «ответ» Собора
17 (30) августа 1917 года
17 (30) августа 1917 года
Напутствие от Крестовоздвиженского братства
На открытии Собора звучит напутствие к нему от Крестовоздвиженского братства, о необходимости призыва ко всенародному покаянию, таким образом инициируя соборную мысль в этом направлении.
17 (30) августа 1917 года
17 (30) августа 1917 года
Покаяние — это молитва
Собор продолжает мысль о покаянии и устанавливает дату всенародного покаянного моления и далее последовательно начинает выпускать покаянные воззвания к народу
сентябрь
1917 года
сентябрь
1917 года
Собор призывал к покаянию народ
в начале своей работы, Собор не видел себя главным актором такого народного покаяния, отчуждая в своем сознании себя от народа.
14 (27) сентября 1917 года
14 (27) сентября 1917 года
Всероссийское покаянное моление
сентябрь
1917 года
сентябрь
1917 года
Систематизация этапов совершения всенародного покаяния
а) признание греха, молитва, действие,
б) очищение себя постом, наполнение храмов молящимися, возгорание сердца любовью Христовой, «дело любви» к «многострадальной, измученной России»

Однако складывающаяся на Соборе мысль о всенародном покаянии не была никак программно зафиксирована.
осквернение мощей свт. Ермогена
осквернение мощей свт. Ермогена
20 октября (2 ноября) 1917 года
24 октября
(6 ноября)
1917 года


24 октября
(6 ноября)
1917 года


Большевистский переворот в Петрограде

Многотысячное покаянное моление в Москве
Убийство прот.
Иоанна Кочурова,
Расстрел Кремля,
поражение юнкеров
.
Убийство прот.
Иоанна Кочурова,
Расстрел Кремля,
поражение юнкеров
.
ноябрь 1917 года
ноябрь
1917 года
ноябрь
1917 года
Покаяние должно начаться с церкви
С появлением первых мучеников пострадавших за веру, Собор приходит к мысли о первенстве церкви в деле всенародного покаяния.
декабрь 1917 года
декабрь 1917 года
Покаяние Собора, возникновение
«церковного возрождения»
соборяне организуют проповедническое церковное движение, появлется идея «благовестнических братств» и народ радостно откликается на эти инициативы, современники фиксируют широкое «церковное возрождение»
Декрет об отделении
церкви от государства
Декрет об отделении
церкви от государства
2 февраля 1918 года
3, 10 февраля 1918 года
3, 10 февраля 1918 года
Миллионные крестные ходы
4 февраля
1918 года
4 февраля
1918 года
Мысли о покаянии
в клятвопреступлении
не восприняты Собором
На Соборе также появляются мысли
о клятвопреступлении царю, о сравнении царя-помазанника с земным образом Царя-искупителя Христа, однако это направление мысли не было воспринято Собором.
Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
7 февраля 1918 года
февраль–март 1918 года
февраль–март 1918 года
Мученичество как шаг
ко всенародному покаянию
После начала открытых гонений со стороны власти, Собор настраивался самому стать искупительной жертвой и начал звать церковь к подвигу мученичества, надеясь, что это станет точкой с которой начнется широкое народное покаяние. Так идея покаяния напрямую связалась с памятью новых мучеников и исповедников.
май–июнь
1918 года
май–июнь
1918 года
Широкая церковная миссия
«Всероссийский Совет приходских общин» объединил «все местные церковные силы». Члены Собора наделялись полномочиями «помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви». Устанавливался день памяти «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».
Расстрел
царской семьи
Расстрел
царской семьи
16–17 июля 1918 года
19 июля
1918 года
19 июля
1918 года
Панихида по царю,
покаянный призыв патр. Тихона
август
1918 года
август
1918 года
«Дни всенародного покаяния»
После расстрела царской семьи и изъятие всей церковной собственности в Кремле, Собор преимущественнее отреагировав на второе событие, вводит в церковную практику «дни всенародного покаяния», составляя к этим дням особый чин и патриаршее воззвание, призывающее членов церкви брать на себя подвиг покаяния за врагов, начинающийся с себя.
«Если бы продлить эту общественную молитву, то было бы не несколько тысяч говеющих, как это было теперь, а, может быть, сотни тысяч. Духовному злу, обнаруживающе­муся в настоящее время в гонениях на Церковь, должна быть противопоставлена духовная сила. Вот почему общественная молитва должна быть повторена и не в продолжение двух дней, а гораздо большего времени. Это приведет к тому, что покаянием очистится душа русского народа, откроются его духовные очи, и он оценит значение и силу духовных сокровищ святой православной веры, единой спасавшей русский народ и спасшей его при обновлении его духа»

Прот. Петр Миртов
член Соборного совета,
член Братства ревнителей церковного обновления
Итоги развития идеи на
Всероссийском соборе 1917–1918 годов
Основной формой воплощения идеи
общенародного покаяния для большинства соборян оставалась
литургическая форма, которая выразилась
в Днях всенародного покаяния
Специально составленный чин / Посты и крестные ходы.

На Соборе звучали предложения о всенародном покаянном действии
и возрождении церковного учительства, которое сможет обратиться
к «народной совести», о создании «благовестнических братств»,
что отчасти было воплощено в жизнь самими соборянами.
В развитии идеи выделяются
3 условных этапа:
  • покаяние
    вменяемое

    призыв к покаянию отдельных
    групп или слоев церкви и общества,
    поиск виновных в катастрофе
  • покаяние
    совместное

    переживание общности в результате покаянного действия, покаянное моление на Крестовоздвижение и молитва у раки свт. Ермогена
  • покаяние ходатайственное

    принятие церковью на себя ответственность за виновных, принесение себя в жертву, переход к церкви мученической
1918—1920 годы
Традиция дней
всенародного покаяния
После остановки работы пленарной части Собора,
дни покаяния проводились в Москве и Петербурге в 1918–1919 годах,
а также — на территориях, занятых Белой армией.

Русская эмиграция
1927—2007 годы
Традиция дней покаяния
в зарубежной церкви
«Единственная надежда наша не в том, что будет у нас земной царь или пре­зидент, — как угодно его назовите, — а в том, чтобы был Небесный Царь — Христос: в Нем одном нужно искать спасения».

Проф. П.М. Громогласов
Современность
Чин покаяния в селе ТайнинскоЕ с 2001 года

~
МОЛИТВА ПАМЯТИ с 2010 года
Благодарю за внимание!
Подписывайтесь на телеграм-канал
«Покаяние для всех»