Идея
всенародного покаяния на Всероссийском поместном соборе
1917–1918 годов
Студент: О. В. Котов
Руководитель: Ю. В. Балакшина
Особенности русской идеи
по большей части, не имеет выраженного национального или социального характера, апеллируя, скорее, к некой мистической реальности единства русского народа
  • +
    Возможности
    Идея обладает большим потенциалом,
    чем теории национализма
  • Мистификации
    В настоящее время данную идею используют
    в различного рода мистификациях
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
_______________________________________________
  • 1
    Идея всенародного или национального покаяния вызывает бурные общественные дискуссии, но нуждается в научном фундировании, которое может обеспечить обращение к историческим источникам начала ХХ века и более раннего времени.
  • 2
    Изучение развитии идеи и опыта всенародного покаяния может предоставить нам действенный инструмент для преодоления детерминированности пути народа и общества его преступным прошлым, для пробуждения церковного, народного и общественного самоосознания.
ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917–1918 гг.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
  • Определить место идеи всенародного покаяния

    в деяниях Всероссийского поместного собора 1917–1918 гг.

    и проследить эволюцию этой идеи в ходе соборного процесса

ЗАДАЧИ РАБОТЫ
1.
Выявить церковный
и общественный контекст
идеи всенародного покаяния, сложившийся к началу ХХ века.
2.
Определить какую роль играл
Н. Н. Неплюев в формировании идеи всенародного покаяния в процессе подготовки Поместного собора.
3.
Проанализировать основные документы Собора, выразившие идею всенародного покаяния до большевистского переворота
4.
Выявить, как повлиял большевистский переворот и начавшиеся гонения со стороны новой власти на понимание Собором идеи всенародного покаяния.
Хронологические рамки
период работы Поместного собора

до 1917 г.

до 1917 г.

Предсоборный период

август

1917 года

август

1917 года

Открытие Поместного собора ПРЦ
Москва, Успенский собор

октябрь

1918 года

октябрь

1918 года

Последнее заседание Соборного совета
Москва
ИСТОЧНИКИ
Основная источниковая база
  • корпус Деяний Поместного собора

    Деяния Поместного собора 1917–1918 годов

    + Сборники документов Собора

  • архивная работа в ГАРФ, РГИА и РГБ

    в ходе которой удалось обнаружить полный

    «Чин дней всенародного покаяния», разработанный Собором, ранее не опубликованный. В данной работе он публикуется целиком в Приложении 1

  • Периодика

    «Церковные ведомости», «Церковно-общественный вестник», «Московские церковные ведомости», «Московский церковный голос», и т.д.

  • Воспоминания и дневниковые записи

    Участников собора. Сочинения Н. Н. Неплюева

Литература
  • Монографии и статьи

    С. Л. Фирсова, Г. Фриза и Д. В. Поспеловского, учитывая также точку зрения

    Л. Л. Регельсона, А. Н. Кашеварова,

    П. Г. Рогозного, А. В. Соколова, А. Л. Беглова, М. В. Шкаровского. «Критический словарь Русской революции: 1914–1921».

  • Исследования Собора

    свящ. Иакинфа Дестивеля, обзор деяний

    А. Г. Кравецкого и соавторов,

    а также статьи А. Л. Беглова

На иностранном языке
ведущих европейских университетов
(Оксфорд, Кембридж)
СОСТАВ РАБОТЫ:
  • 1 глава
    + обзор контекста церковной и общественной среды, в которой возникла идея всенародного покаяния
  • 2 глава
    прослеживается развитие идеи всенародного покаяния на Соборе в контексте общественно-политических событий и описываются конкретные формы воплощения этой идеи.
Приложения
1

ЧИН ПОКАЯНИЯ

Публикуемый впервые

«Чин дней всенародного покаяния»

2
Список разработчиков
покаянных чинов
Составы комиссий, которые
разрабатывали чины
3
Хронологическая таблица связи
с общественно-политическими событиями
Разработана для анализа материала
Развитие покаянной мысли Собора
политические события / «ответ» Собора
17 (30) августа 1917 года
17 (30) августа 1917 года
Напутствие от Крестовоздвиженского братства
На открытии Собора звучит напутствие к нему от Крестовоздвиженского братства, о необходимости призыва ко всенародному покаянию, таким образом инициируя соборную мысль в этом направлении.
17 (30) августа 1917 года
17 (30) августа 1917 года
Покаяние — это молитва
Собор продолжает мысль о покаянии и устанавливает дату всенародного покаянного моления и далее последовательно начинает выпускать покаянные воззвания к народу
сентябрь 1917 года
сентябрь 1917 года
Собор не собирался каяться вместе с народом
в начале своей работы, Собор не видел себя главным актором такого народного покаяния, отчуждая в своем сознании себя от народа.
14 (27) сентября 1917 года
14 (27) сентября 1917 года
Всероссийское покаянное моление
сентябрь 1917 года
сентябрь 1917 года
Систематизация этапов совершения всенародного покаяния
а) признание греха, молитва, действие,
б) очищение себя постом, наполнение храмов молящимися, возгорание сердца любовью Христовой, «дело любви» к «многострадальной, измученной России»

Однако складывающаяся на Соборе мысль о всенародном покаянии не была никак программно зафиксирована.
осквернение мощей свт. Ермогена
осквернение мощей свт. Ермогена
20 октября (2 ноября) 1917 года
24 октября (6 ноября) 1917 года


24 октября (6 ноября) 1917 года


Большевистский

переворот в Петрограде

Многотысячное покаянное моление в Москве
вторая часть второй главы работы
Убийство прот. Иоанна Кочурова,
Расстрел Кремля, поражение юнкеров
Убийство прот. Иоанна Кочурова,
Расстрел Кремля, поражение юнкеров
ноябрь 1917 года
ноябрь 1917 года
ноябрь 1917 года
Покаяние должно
начаться с церкви
С появлением первых мучеников пострадавших за веру, Собор приходит к мысли о первенстве церкви в деле всенародного покаяния.
декабрь 1917 года
декабрь 1917 года
Покаяние Собора,
возникновение
«церковного возрождения»
соборяне организуют проповедническое церковное движение, появлется идея «благовестнических братств» и народ радостно откликается на эти инициативы, современники фиксируют широкое «церковное возрождение»
Декрет об отделении
церкви от государства
Декрет об отделении
церкви от государства
2 февраля 1918 года
3, 10 февраля 1918 года
3, 10 февраля 1918 года
Миллионные крестные ходы
4 февраля 1918 года
4 февраля 1918 года
Мысли о покаянии
в клятвопреступлении
не восприняты Собором
На Соборе также появляются мысли о клятвопреступлении царю, о сравнении царя-помазанника с земным образом Царя-искупителя Христа, однако это направление мысли не было воспринято Собором.
Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
Убийство митр. Владимира (Богоявленского)
7 февраля 1918 года
февраль–март 1918 года
февраль–март 1918 года
Мученичество как шаг
ко всенародному покаянию
После начала открытых гонений со стороны власти, Собор настраивался самому стать искупительной жертвой и начал звать церковь к подвигу мученичества, надеясь, что это станет точкой с которой начнется широкое народное покаяние. Так идея покаяния напрямую связалась с памятью новых мучеников и исповедников.
май–июнь 1918 года
май–июнь 1918 года
Широкая церковная миссия
«Всероссийский Совет приходских общин» объединил «все местные церковные силы». Члены Собора наделялись полномочиями «помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви». Устанавливался день памяти «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».
Расстрел царской семьи
Расстрел царской семьи
16–17 июля 1918 года
19 июль 1918 года
19 июль 1918 года
Панихида по царю, покаянный призыв
патр. Тихона
август 1918 года
август 1918 года
«Дни всенародного покаяния»
После расстрела царской семьи и изъятие всей церковной собственности в Кремле, Собор преимущественнее отреагировав на второе событие, вводит в церковную практику «дни всенародного покаяния», составляя к этим дням особый чин и патриаршее воззвание, призывающее членов церкви брать на себя подвиг покаяния за врагов, начинающийся с себя.
1918—1920 годы
1918—1920 годы
Традиция дней
всенародного покаяния
После остановки работы пленарной части Собора, дни покаяния проводились в Москве и Петербурге в 1918–1919 годах, а также — на территориях, занятых Белой армией.
ВЫВОДЫ
1.
Идея всенародного покаяния получила распространение в церковных
и общественных кругах до Поместного собора 1917–1918 годов в связи с рядом кризисных явлений в жизни Российского государства.
2.
Наиболее полное и последовательное раскрытие идея всенародного покаяния получила в трудах Н. Н. Неплюева
и опыте Крестовоздвиженского трудового братства.

Идеи Неплюева оказали прямое влияние на зарождением идеи покаяния на Поместном Соборе, чему способствовало выступление представителя Крестовоздвиженского братства свящ. Александра Секундова в начале собора.
3.
Тема покаяния не была вынесена в повестку дня Собора, не поднималась на заседаниях отделов и подотделов, однако соборяне обращались к ней в особенно кризисные моменты жизни страны, когда политические и дипломатические пути решения вопросов были исчерпаны, когда требовалось особое духовное действие, собирающее всех чад церкви.

Обсуждение темы всенародного покаяния происходило, как правило на общих пленарных заседаниях Собора.

4.
Документы собора и периодическая печать 1917–1918 годов не проблематизируют сам термин «всенародное покаяние»; он воспринимается как естественный и понятный, хотя разработанного общепринятого церковного толкования этого понятия нам выявить не удалось.

5.
Основной корпус текстов, в которых постепенно формируется и развивается идея всенародного покаяния, —
это воззвания и послания Собора.

Первые воззвания патриарха представляют собой также результат соборной работы. Самостоятельно патриарх начал развивать тему покаяния уже после Собора, активно говоря о ней в своих проповедях и воззваниях.
6.
Под влиянием общественно-политических событий и в результате соборного осмысления идея всенародного покаяния на Поместном соборе претерпела значительные изменения.

В развитии идеи выделяется 3 этапа:
покаяние личное,
покаяние совместное,
покаяние ходатайственное.
7.

Основной формой воплощения идеи
общенародного покаяния для большинства соборян оставалась
литургическая форма, которая выразилась
в Днях всенародного покаяния
Специально составленный чин / Посты и крестные ходы.

На Соборе звучали предложения о всенародном покаянном действии
и возрождении церковного учительства, которое сможет обратиться
к «народной совести», о создании «благовестнических братств»,
что отчасти было воплощено в жизнь самими соборянами.
Перспективы:
  • 1
    Литургический и богословский анализ молитвенной практики совершения всенародного покаяния.
  • 2
    Изучение понимания идеи всенародного покаяния в послереволюционной России и в русской эмиграции.
Благодарю за внимание!
Подписывайтесь на телеграм-канал
«Покаяние для всех»