Дневник экспедиции
П А В Л И Н
СИБЛАГ, 1937–2022
1937–1938 гг. — пик массового сталинского террора. В 2022 году печальный юбилей этих процессов — 85 лет, унесших жизни огромного количества людей. В этом периоде особенно выделяется дата 7 ноября, когда репрессии достигли наивысшей точки, это было обусловлено стремлением карательных органов продемонстрировать высокий результат «чисток» и разоблачений к 20-й годовщине Октября.
3 ноября 1937 г. в Сиблаге, в Мариинских лагерях, в числе группы «церковников» был расстрелян сщмч. Павлин (Крошечкина) — видный архиерей, организатор тайных выборов патриарха, человек занявший в истории церкви значительное место. Его имя связано с такими городами как Москва, Рыльск, Курск, Путивль, Пермь, Калуга, Могилёв, и, наконец, Мариинск, куда владыка был отправлен в 1936 г. этапом после ареста в Могилёве за упразднение белорусской автокефалии и расстрелян в Ново-Ивановском лагпункте Сиблага.
Что касается актуальности исследования, то оно заключается в попытке ответить действием на 2 значимые проблемы в почитании новомучеников сегодня. Первая проблема заключаются в том, что хотя новомученики — наши современники, но таковыми они не воспринимаются. Мы часто сталкиваемся с тем, что епископ Павлин Ноланский, живший в начале V в., и епископ Павлин (Крошечкин), расстрелянный в 1937 году — представляются для нас одинаково далекими святыми, жившими когда-то до нас. Это означает, что опыт их жизни воспринимается как нечто не касающееся нашей жизни, жизни нашего края, нашей страны. Но обретение памяти новомучеников, образа их личности, обстоятельств их жизни до того, как они были арестованы — это духовное сокровище, которое уникально, оно может обогатить и нашу жизнь и жизнь всей церкви. Важно этот опыт увидеть, как наше подлинное наследие.
Второй аспект связан с проблемой обнародования топографии захоронений. До сих пор расстрельные места, места памяти новомучеников, где они были похоронены, даже те, которые известны, не открыты и не обозначены. Знания об этих местах передаются по воспоминаниям очевидцев, а также случайно обнаруживается в результате строительных работ. Но есть и места, которые были законспирированы, потому что внутри карательного ведомства помнили о могильниках. На этих участках были построены дачные поселки, где дома имели небольшие фундаменты, и не позволяли копать глубоко, как, например,
в Коммунарке. Отсутствие обозначенных мест мешает восстановлению картину репрессий в деталях на местности и устроению должного почитания этих мест.
Эти причины, а также желание восстановить ход последних дней сщмч. Павлина (Крошечкина) на местности, побудили нас отправиться в экспедицию из Москвы в Мариинские лагеря. Есть еще один аспект, о котором следует упомянуть. За 4 года исследований, сщмч. Павлин стал нашим духовным родственником, а совершение его памяти стало личным и семейным делом.
Цель поездки
Поиск последних мест жизни сщмч. Павлина,
людей, которые могут что-то рассказать об этом,
съёмка фильма о сщмч Павлине.
Карта экспедиции
Карта сталинских лагерей по Западно-Сибирскому краю
даты
НЕДЕЛЯ СКОРБИ: 30 октября — 7 ноября
Выбор даты поездки не случаен. Первое — это дата смерти владыки, второе — соседство
с датой большевистского переворота, особенный период в ходе репрессий, когда «жертвоприношения» новой власти были особенно обильными. В современной истории церкви 3–4 ноября почитаются как Дни скорби, Дни памяти Кузбасских святых. Но и в Москве есть инициатива с особым выделением этих дней. Так Преображенское православное братство выступило с инициативой проведения Дней скорби с 30 октября (дня памяти жертв советских репрессий) по 7 ноября (дата большевистского переворота) как особые дни Скорби, когда молитвенно и деятельно вспоминаются пострадавшие в годы советской власти.
Здесь следует отметить, что инициатива Дней Скорби не нова. Традиция «Дней Скорби» была положена на Соборе 1917–1918 гг., так в установленные дни совершалась память Новых Мучеников в Российской православной церкви, в связи с чем был составлен особый богослужебный «чин дней всенародного покаяния». Предшествовали этим «дням» 3-дневный пост. Что касается дат, то Собор инициировал в качестве таковых неделю перед праздником Преображения Господня. Но, из-за того, что оперативно оповестить всю церковь не удалось, дни были перенесены на 27 сентября под праздник Воздвижения Креста Господня. В 1920-м году подобная инициатива была воспринята в Белом Крыму и воплотилась в «Днях покаяния».
Планируя поездку к месту лагерей, мы ожидали встретить открытое поле, так как полагали, что ничего от места Ново-Ивановских лагерей не сохранилось. В публичных источниках информации о данной территории нами не было обнаружено, что и привело нас к указанному выводу. Но, несмотря на предположение, мы рассчитывали молитвенно почтить память сщмч. Павлина и расстрелянных с ним по одному делу на том месте, где они провел свои последние дни. По прибытии на место нам предстояло увидеть не поле, а сохранившиеся постройки того Сиблага, только под красивым названием «Восход» и опекой ГУФСИН по Кемеровской области. Бараки 1937 г. и более новые постройки заняты нынешним лагерем-поселением, посещение которого строго регламентировано и возможно под присмотром местных органов исполнения наказания при особом разрешении.

Значимым событием экспедиции стало освящение поклонного креста на пересечении двух дорог, на месте бывшего Ново-Ивановского ОЛП, сегодня это территория современного Чебулинского района. Крест был поставлен летом 2023 г., но освящение произошло 7 ноября 2023 г. Заранее никто не рассчитывал провести событие именно в эту дату, скорее здесь речь о простом согласовании освящения и дат нашей экспедиции. Но, когда дело касается памяти святых, не может быть случайных совпадений. Спустя 85 лет после волны массовых расстрелов конфликт между памятью и историей разрешился на месте тех же самых расстрелов. Память одержала победу и теперь дата 7 ноября — это не день памяти большевистского переворота, а день освящения креста в честь всех погибших в Ново-Ивановском отделении от рук советского большевистского режима, день торжества памяти о Кузбасских святых. История на этом месте пополнилась новым смыслом, теперь дело за выбором к какому из смыслов мы адресуемся в нашей жизни.
Крест вместе с нами освящали з/к поселенцы из соседних пунктов.
День 2 (мысль дня).
Притча о талантах.
После 1917 г мы ходим по земле, в которой закопано множество талантов, самые значимые из них — пострадавшие за веру. Наследие новомучеников ещё можно откопать и пустить в рост.
Мариинские
лагеря
Ново-Ивановский лагпункт
СИБЛАГ
В Кузбассе к 1937 году существовало 16 лаготделений Сиблага.
В них в 1937-38 гг. прошло десять процессов: в Антибесском (2 процесса), Ахпунском (3 процесса), Ново-Ивановском (2), Сусловском (1), Юргинском (2). Все они закончились для подавляющего большинства подследственных казнями. Возможно, количество групповых процессов не ограничивалось этой цифрой.
Во время нашей поездки удалось осмотреть все 4 сохранившихся лагерных пункта. Особое внимание мы уделили 3-му пункту, где находился владыка Павлин в 1936-37 гг. Наша экспедиция также заинтересовалась общей жизнью новомучеников, которые трудились и молились здесь. Несмотря на то, что многие постройки были разрушены, мы обнаружили следы старых бараков и попытались воссоздать, каким образом была организована жизнь заключенных.
Как все было устроено.
... эти места могут стать для контриков, для церковников местом религиозного фанатизма
Цитата: чем должен занять начальник оперсектора [начальник Томского оперсектора – ОВЧИННИКОВ Иван Васильевич – начальник Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР], когда он приедет на место? Найти место, где будут приводиться приговора в исполнение и место, где закапывать трупы. Если это будет в лесу, нужно чтобы заранее был срезан дерн и потом этим дерном покрыть это место, с тем, чтобы всячески конспирировать место, где приведен приговор в исполнение потому, что эти места могут стать для контриков, для церковников местом религиозного фанатизма. Аппарат ни коим образом не должен знать ни место приведения в исполнение приговоров, ни количество над которым приведены приговора в исполнение, ничего не должен знать абсолютно потому, что наш собственный аппарат может стать распространителем этих сведений. Я лично советовал бы для начальников секторов, где большое количество арестованных, над которыми будут приводиться приговора в исполнение, если есть там две-три тюрьмы — использовать несколько мест для приведения приговоров в исполнение. Не думайте, что это такое простое дело, по Мариинску, например, надо будет, примерно, привести в исполнение 1000 приговоров, в среднем по 30–40 каждый день. Особенно тяжело это будет в таких оперсекторах, как Черепаново. Я бы считал, что целесообразно иметь 2–3 места для крупных секторов, которые наметить самим и не приводить в исполнение приговора В районах, это как правило. В районах категорически запретить приведение приговоров в исполнение — делать это только в оперсекторах.
Массовые казни устраивались во всех городах, где есть тюрьмы, в зданиях, где есть подвалы. В одном из таких подвалов в Мариинске мы побывали во время нашей экспедиции. Следует отметить, что это место не является мемориальным, а дом, в котором расположен подвал, до сих пор используется для жилых нужд. Это пример того, когда место известно, но коммеморация не проводится, и память о месте и конкретных проявлениях трагедии может исчезнуть (подвал с расстрельной комнатой есть на предыдущем видео, ниже фото).
Бригадир
свинофермы

«Дело арх. Павлина (Крошечкина)»

расстреляны 3 ноября

  • Сщмч. Аркадий (Ершов)
    15 (27) августа 1878, Кунгур, Пермская губерния —
    3 ноября 1937, Кемеровская область — епископ Русской православной церкви, архиепископ Свердловский.
  • Сщмч. Глеб (Покровский)
    8 (20) апреля 1881, станция Сходня, Московская губерния — 3 ноября 1937, Новоивановское отделение Сиблага, Кемеровская область — епископ Русской православной церкви, архиепископ Свердловский и Ирбитский.
3 ноября 1937 г.
были казнены 8 человек.
Места захоронения казненных согласно инструкциям НКВД сохранялись в тайне.
Аресты обвиняемых по делу архиепископа Крошечкина в Ново-Ивановском ОЛП прошли
30 сентября—1 октября 1937 года. Было арестовано восемь заключенных:
  1. архиепископы Павлин (Крошечкин),
  2. архиепископ Глеб (Покровский) (не канониз.),
  3. епископ Аркадий (Ершов),
  4. иеромонах Пётр (Чернышов) (не канониз.),
  5. священник Никандр Чернелевский,
  6. священник Анатолий Левицкий,
  7. псаломщик Киприан Анников,
  8. иеромонах Стрельников Т.П. (не канониз.)
Уже 3 октября было готово обвинительное заключение на всех восьмерых участников. Их признали виновными в том, что «отбывая наказание в Ново-Ивановском отделении Сиблага НКВД, объединившись под руководством заключенного быв. архиепископа Крошечкина проводили среди заключенных контрреволюционную деятельность. Привлеченные в качестве обвиняемых за исключением Чернышова виновными себя не признали, но вполне достаточно изобличается показаниями самих обвиняемых (Анникова и др. ...) и свидетелей {...}

Другие отделения

  • Преподобномученик Лев (Егоров),
    архимандрит
    Темиртау, Сиблаг
    20 сентября, 1937 г.
  • Сщмч. Серафим (Самойлович),
    архиепископ Угличский
    Сусловское отделение, Сиблаг
    4 ноября, 1937 г.
Петр Дмитриевич Барановский

Архитектор-реставратор, стоявший у истоков создания ярославской реставрационной школы. В 1930-е годы П. Д. Барановский активно боролся против сноса памятников церковного зодчества. Благодаря его усилиям сохранился Собор Василия Блаженного. Казанский собор на Красной площади в 1990-е годы восстанавливался по чертежам и обмерам П. Д. Барановского. В 1933 году архитектор-реставратор был арестован и отправлен в Мариинск. Здесь по его проекту было построено саманное здание Опытной сельскохозяйственной станции (Сельхозмузея). Станция простояла до 1970-х годов.

День 5.
8 ноября — день покоя. Завершились дни покаяния и скорби.
В этот день в святцах нет ни одного новомученика!
На видео ниже карьер, на дне которого были обнаружены останки людей. Раскопки не проводились. Позже карьер затопило водой. Место не обозначено.
Возвращаясь к Дням скорби, следует отметить, что на следующий день после 7 ноября в церковном календаре нет ни одного новомученика. Наша экспедиция завершилась днем покоя, и мы осознали, что наша поездка стала актом памяти. Важно отметить, что центром притяжения и собирания неравнодушных людей стала актуализация опыта новомучеников, с которыми мы имели возможность общения за эти несколько дней на освящении креста или во время двух вечеров памяти. Несмотря на возникший общественный и церковный резонанс, опыт новомучеников можно сравнить с неиспользованным евангельским талантом, который еще только предстоит раскрыть и развивать.
Павлин
Мариинские лагеря
Наша поездка стала реальным прикосновением к служению владыки Павлина, так как продолжила дело собирания людей, открытых Божьему действию, чем и занимались новомученики на протяжении жизни, будь то церковная кафедра или барак с заключенными. Исходя из личного опыта, мы пришли к выводу, что если каждый человек, интересующийся историей нашей страны и жизнью нашей церкви, включит в свою личную и семейную практику почитание одного из новомучеников, потрудится узнать подробности и обстоятельства жизни и смерти, то память о святом будет совершаться деятельно.
Кроме того, в дни скорби невозможно оставаться на своем месте.

Мы выражаем надежду на то, что эти дни в дальнейшем станут временем поездок, экспедиций и паломничеств к местам памяти, которая ждет восстановления! В продолжение поездки планируется монтаж фильма о Сиблаге и священномученике Павлине.

ЛЮДИ

elata08@gmail.com
Телефон:
Елена: +7 (919) 779-59-00