Беседа о Ветхом и Новом заветах
Вера
«праведный своею
верою жив будет» (Авв 2:4)
использование этого богословского понятия, настолько крайне важного в Новом Завете, не имеет такого же четкого определения в Ветхом Завете, хотя, проявляется там в ключевых избранных текстах и людях
СЛОВАРИ
Древний иврит
אמן
1. ГЛАГОЛ
а) поддерживать, помогать; кормить, питать (4 Цар 10:1-5, Эсф 2:7)
б) убедиться, удостовериться или проверить; учреждать, устанавливать; подтверждать, подкреплять; быть верным или заслуживать доверия
(1) в отношении людей, (Ис 8:2, 53:1, Иер 40:14)
(2) в отношении вещей, предметов, материалов, (Ис 22:23)
(3) в отношении Бога, (Вт 7:9, Ис 49:7, Иер 42:5)
в) держаться, крепиться, оставаться непоколебимым; верить; доверять, полагаться
(1) Авраам верил Богу, (Быт 15:6)
(2) израильтяне в Египте продолжали верить, (Исх 4:31, 14:31, Вт 1:32)
(3) израильтяне верили, что Бог говорил через Моисея, (Исх 19:9, Пс 105:12-24)
(4) Ахаз не полагался на Бога, (Ис 7:9)
(5) всякий, кто верит в него/ему, (Ис 28:16)
(6) верить в истины о Боге, (Ис 43:10-12)
2. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (м.р.) – верность, преданность (Вт 32:20, Ис 25:1, 26:2)
3. НАРЕЧИЕ – верно, истинно, поистине, согласен, да будет так (Вт 27:15-26, 3 Цар 1:36, 1 Пар 16:36, Ис 65:16, Иер 11:5, 28:6); это литургическое употребление слова «аминь» в Ветхом и Новом Заветах
אֱמֶת
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ж.р.)
стойкость, непоколебимость; верность, преданность; истина, истинность
1. людей (Ис 10:20, 42:3, 48:1),
2. Бога (Исх 34:6, Пс 116:2, Ис 38:18-19,61:8),
3. истины (Вт 32:4, 3 Цар 22:16, Пс 32:4, 97:3, 99:5, 118:30, Иер 9:5, Зах 8:16)
אֱמוּנָה
стойкость, непоколебимость; устойчивость, непреклонность; верность, привязанность, преданность
1. рук (Исх 17:12),
2. времён (Ис 33:6),
3. людей (Иер 5:3, 7:28, 9:2),
4. Бога (Пс 39:12, 87:12, 88:2,3,6,9, 118:138)
Древне-греческий
πιστεύω
«Доверять», «вера», «доверие».
В качестве существительного в Евангелии этот термин встречается редко.
Применяется также в значении веры внешней и неглубокой.
Истинная библейская вера несравненно больше, чем просто первоначальный отклик на Божий призыв. За ним обязательно должен последовать процесс ученичества (Мф 13:20-22,31-32,28:19-20).

Употребление термина совместно с предлогами:
1. eis в значении «в(о), на, внутрь». Эта уникальная грамматическая конструкция ставит смысловое ударение на том, что христиане свою веру/доверие возлагают полностью на Иисуса, в Него Самого:
а) во имя Его (Ин 1:12,2:23,3:18, 1 Ин.5:13)
б) в Него (Ин 2:11, 3:15-18, 4:39, 6:40, 7:5,31,39,48, 8:30, 9:36, 10:42, 11:45-48, 12:37-42, Мф 18:6, Деян 10:43, Фил.1:29, 1 Пет.1:8)
в) в Меня (Ин 6:35, 7:38, 11:25,26, 12:44,46, 14:1,12, 16:9, 17:20)
г) в Сына (Ин 3:36, 9:35, 1 Ин 5:10)
д) в Иисуса (Ин 12:11, Деян 19:4, Гал 2:16)
е) в Свет (Ин 12:36)
ж) в Бога (Ин 14:1)
2. en в значении «в, внутри» со смыслом как в Ин.3:15 («чтобы всякий верующий в Нем имел жизнь вечную»); (Мк 1:15, Деян 5:14)
3. epi в значении «в», как в (Мф 27:42, Деян 9:42, 11:17, 16:31, 22:19, Рим.4:5,24, 9:33, 10:11, 1 Тим.1:16, 1 Пет 2:6)
4. Дат.п. без предлога, как в текстах (Гал 3:6, Деян 18:8, 27:25, 1 Ин 3:23, 5:10)
5. hoti, который передает значение «верить, что», указывая на сущность того, во что верить:
а) Иисус – Святой Божий (Святой Бога) (Ин 6:69)
б) Иисус – «Я есть» (Ин 8:24)
в) Иисус в Отце и Отец в Нем (Ин 10:38)
г) Иисус – Мессия (Ин 11:27, 20:31)
д) Иисус – Сын Божий (Ин 11:27, 20:31)
е) Иисус был послан Отцом (Ин 11:42, 17:8,21)
ж) Иисус – един с Отцом (Ин. 14:10-11)
з) Иисус пришел от Отца (Ин 16:27-30)
и) Иисус отождествляет Себя с Богом в имени Отца по завету, «Я есть» (Ин 8:24, 13:19)
к) мы будем жить с Ним (Рим 6:8)
л) Иисус умер и воскрес (1 Фес 4:14)
Пирамида Бенджамина Франклина
Примеры
Пс 61:6:
Только в Боге покойся, моя душа; на Него надежда моя
Иов 31:24:
Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты — надежда моя?
Рим 10:17:
Итак, вера от слышания…
Свт. Филарет Московский:
Что мы называем верой? По объяснению апостола Павла:
«вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как … в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
Мф 9:29:
Тогда Он коснулся их глаз и сказал: по вере вашей да будет вам
1Кор13:13:
Но теперь пребывают вера, надежда, любовь, эти три, но большая из них любовь
Практика веры
в Ветхом и Новом заветах
  • Ветхий завет
    Верность человека —
    основание для взаимоотношений с Богом
  • Новый завет
    Верность человека —
    это результат взаимоотношений с Богом
Общее понимание в ВЗ и НЗ
  • 1

    Вера определяет путь человека
  • 2

    Вера — это способность человека опознавать, что реально, а что нет.
  • 3

    Опыт — средство веры, а не ее условие (вера первичнее опыта)