Диалог

христианства и культуры в кружках А. А. Мейера

Студентка: А. А. Алфёрова

Руководитель: Ю. В. Балакшина

Александр Александрович Мейер ―
был колоссальной человеческой
личностью»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Актуальность диалога между христианством и культурой связана

с необходимостью возвращения потерянной целостности духовных

и культурных начал в современном обществе.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью работы является раскрытие содержания
и этапов развития диалога христианства и культуры
в деятельности кружков А. А. Мейера
ЗАДАЧИ РАБОТЫ
  • 1.
    Проанализировать
    деятельность А. А. Мейера
    в дореволюционных религиозно-философских объединениях
  • 2.
    Исследовать формы взаимодействия христианства
    и культуры дореволюционной деятельности членов кружков
    А. А. Мейера.
  • 3.
    Изучить историю возникновения, основное содержание и особенности деятельности кружка «Вторники», кружка «Воскресение» и братства  «Христос и Свобода».
ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА
ХРОНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Хронологические рамки исследования охватывают период
с начала XX в. по 1929 г.
Структура работы
  • 1 глава
    Предпосылки обращения к теме диалога христианства и культуры в кружках А. А. Мейера
  • 2 глава
    Христианские основания культуры в деятельности кружков А. А. Мейера
ВЫВОДЫ
1. Анализ протоколов встреч, воспоминаний участников и исследований позволяет выделить три ключевых этапа развития работы кружков Мейера:
  • I

    Поиск точек соприкосновения социализма и христианства на встречах «Вторников»

  • II

    Разочарование

    в социализме и более глубокий диалог христианства и культуры на встречах кружка «Воскресение»

  • III

    Осознание необходимости воцерковления жизни

    и возникновение братства «Христос и Свобода»

2.
Интерес к диалогу христианства и культуры возник у А. А. Мейера задолго до революции. Будучи воспитан в христианской традиции, он тем не менее отказался от узко конфессионального взгляда на христианство. Мейер дружил с Александром Блоком, Дмитрием Мережковским и Андреем Белым, участвовал в работе Поместного Собора 1917–1918 г., был одним из составителей проекта об отделении церкви от государства.
3.
В кружки А. А. Мейера собирались люди, заинтересованные в теме диалога христианства
и культуры, но не желавшие сковывать себя догматическими рамками официальной церкви. Однако многие участники мейеровских кружков
еще до революции определились с христианским фундаментом своих научных и культурных
проектов.
  • С.А. Аскольдов
  • Н.П. Анциферов
  • Г. П. Федотов
  • И. М. Гревс
  • А. А. Мейер
  • К. А. Половцова
4.
Содержательная деятельность кружков Мейера эволюционировала от свободных духовно-интеллектуальный объединений в сторону православной церковности. «Вторники» — кружок, возникший в октябре 1917 г. как спонтанная встреча «служителей слова», подтвердил жизнеспособность камерной, недогматической формы соборного общения. Такой формат способен удержать интеллигенцию от распада в революционное время.
5.
Кружок «Воскресение» (1923–1928 гг.)
возник после разногласий на встречах «Вторников», потому что некоторые участники не были согласованы с всё большей церковной
тематикой встреч.
6.
Братство «Христос и свобода» (1920-е гг.) — этап диалога христианства и культуры в деятельности А. А. Мейера окончательно закрепился внутри церковной традиции. Его духовным отцом стал прот. Александр Пакляр. Братство превратилось в ядро миссионерского движения, опирающееся на опыт соборного общения и обширный дружеский круг, и стало одним из самых живых свидетельств того,
как в начале XX в. свобода личности и соборный дух соединились в диалоге христианства и культуры.
«Братство — реальное переживание;
оно имеет своё содержание в любви друг к другу и к чему-то высшему, стоящему над нами (Бог, родина)»
Николай Павлович Анциферов
советский культуролог, историк, градовед и краевед
Благодарю за внимание!