Дискуссионные вопросы церковной жизни в период пандемии 2020 г. в России на примере публикаций церковных и светских СМИ
Автор исследования:
Ольга Солодовникова
Церковь и эпидемии
1771
Чумной бунт в Москве
2020
Эпидемия Covid-19 в России
«Месяц назад никто не мог подумать, что будем проводить службы
без прихожан. И я был уверен, что такого не будет. Я ошибался».
Еепископ Савва (Тутунов),
заместитель управделами РПЦ
НГ-Религии, 14 апреля 2020 г.
Актуальность исследования
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Выявить и классифицировать тематики, а также подвести итоги
по содержанию основных направлений публичной богословской дискуссии
по актуальным вопросам церковной жизни
в период пандемии 2020 г. в России.
задачи исследования
1.
Проанализировать дискуссию
о вопросах вероучения церкви
в публикациях СМИ.
2.
Исследовать спорные вопросы молитвенной практики церкви
в публикациях СМИ.
3.
Выявить особенности дискуссии о жизни (служении
и деятельности) церкви
в публикациях СМИ.
4.
Изучить существующие
в публикациях СМИ образы церкви (как актуальные,
так и предлагаемые в качестве образов будущего).
Эмпирическая база
12
СВЕТСКИХ СМИ
11
ЦЕРКОВНЫХ СМИ
Этапы и итоги выборки
1. ЭТАП
Взяты периодические издания, которые
— специализируются на публикации аналитических материалов;
— имели не менее 10 публикаций по запросу «церковь и (коронавирус или COVID*)» за период 1 марта—30 апреля 2020 года в информационной базе ИА «Интегрум».


2. ЭТАП
Отобрано несколько ключевых СМИ, представляющих разные идеологические и идейные течения
3. ЭТАП
Добавлены СМИ с меньшей частотой
публикаций, но имеющие
оригинальную повестку.


623
Текста из светских СМИ
887
Текстов из церковных СМИ
Состав работы
  • 1 глава
    Вера и молитва церкви
  • 2 глава
    Представления о жизни церкви
    и её будущем
ВЫВОДЫ
Учение о вере, о надежде (выраженное в опыте молитвы) и о любви* (воплощенное в делах по вере) — поле для полемики в РПЦ, в период пандемии.
Три составляющие христианского учения, по свт. Филарету Московскому
1. Вера
Ни по одному из вопросов, как то:
— посылает ли Бог испытания и болезни;
— каким должно быть исповедание веры
в период пандемии;
— чем является преложение Святых Даров
в таинстве евхаристии;
не было выявлено соборного мнения.

Даже священноначалие не представляло собой единства: точки зрения, альтернативные патриаршей, выдвигали в том числе епископы церкви.


«Мы здесь в храме заражаемся вечной жизнью, а не смертью. (…) Ну, попадет пуля — попадет, но мы в общем-то воины Христовы и должны свое это воинское звание доказывать. Ну, подстрелили кого-то — ну и что. Другой встал и пошел дальше. И Родина будет жива, и Церковь будет жива».
Епископ Каменский и Камышловский Мефодий (Кондратьев)
Ахилла.ру, 14 апреля 2020 г.
Наибольшее единство наблюдалось в отношении к пандемии как «промыслу Божьему» или «каре Господней», однако оно не является бесспорным с точки зрения евангельской истины.

При наличии сложного предмета для обсуждения, как, например, передачи вируса через причастие, богословская дискуссия нередко подменялась утверждениями, фундированными только волей говорящего, не укорененными в Предании церкви.



«Не в том дело, что вирус умрет в чаше. Он не умрет. Он не будет заражать в чаше. Если так примитивно сказать, что он на какое-то время возвратится к своему райскому существованию. В раю же Бог создал всех сразу и в раю жили все: и вирусы, и кошки, и собаки, и люди. Кошки людей не царапали, собаки не кусали. Вирус не заражал».
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков),
по совместительству врач-реаниматолог
Такие дела, 17 апреля 2020 г.
2. Молитва
Дискуссия о молитвенной практике РПЦ периода пандемии носила более конструктивный характер. Потребность в просвещенной вере и осознанной молитве была артикулирована в материалах СМИ, богословское оправдание получила соборная молитва из дома и даже такие практики, как дистанционная исповедь.

Однако соборного ответа на такие вопросы, как:
— что совершается в таинстве литургии;
— что делает молитву церкви соборной;
— зачем существует православный храм
дискурс не выявляет.


«Таинство осуществляется в своей общинности.
И в этом смысле именно те, кто сейчас находятся дома, в определенной степени участвуют в Евхаристии, совершаемой священством в том числе
и за тех, кто по гениальному слову молитвы анафоры Василия из-за благовинных вин остался дома».
Прот. Александр Волков, глава информационной комиссии Московской городской епархии
Ахилла.ру, 6 апреля 2020 г.
3. Жизнь
Содержание дискуссии позволило установить:
— фигура епископа (и патриарха) не воспринимается как собирающая паству,
а тем более научающая её жить по вере;
— служение священников зачастую оказывается аналогом «жречества»: совершения таинств в отрыве от непосвященных мирян;
— миряне не воспитаны в духовной самостоятельности и ответственности за церковь;
— социальное служение РПЦ разработано только в вопросах милосердия
и ограничивается им;
— теория «симфонии властей» дискредитирована практикой церковно-государственных отношений, а другой
не предлагается.
Вместе с тем, поиски оснований для единства церкви в новых условиях приводят отдельных участников дискурса к мысли о необходимости возрождения общинных начал в её жизни: востребованными становятся свидетельства тех, кто имеет опыт единения с братьями и сёстрами во Христе вне храма и вне системы иерархического соподчинения.
«Очень рад служить в таком храме, потому что он всегда напоминает мне
о самом главном: мой храм — это люди, которые там находятся, а не здание. Это община.»
Свящ. Николай Тихончук, клирик парижского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» и преподобной Женевьевы Парижской
Православие и мир, 30 апреля 2020 г.
4. Образ церкви
Итогом дискуссии о жизни церкви в период карантина стало формирование актуального образа РПЦ и собирательных образов церкви будущего:
— многие из транслируемых образов церкви (церковь как клир, организация, собрание в храме) не выдерживают вызова пандемии, хотя запрос на веру в церковь есть;
— несмотря на открывшиеся проблемы, стратегия обновления церковной жизни не всеми принимается и не стоит на повестке дня (многие надеются после пандемии увидеть «прежнюю церковь», а кто-то предрекает ей расколы и гибель).



«Церковь — это единственное, во что остается верить в этой ситуации».
Управляющая магазином «Ассорти»
в Крыму Инна Липова.
Российская газета (сайт), 17 апреля 2020 г.
Благодарю за внимание!
Москва, 2020